mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2014
    25
    ноя
    Урок-презентация по изобразительному искусству
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Введение на уроках декоративного рисования элементов народного искусства позволяет развивать творческую фантазию, эстетических вкус, интерес к народному искусству. На уроке изобразительного искусства учащиеся получают представления о характерных особенностях народных промыслов (Палех, Хохлома, Жостово), а также изготовлении таких изделий, как русская матрешка.

    Цели:
     
    1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Палех, Хохлома, Жостово, а также таких изделий, как русская матрешка.
    2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального сознания, творческих способностей.
    3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

    Оборудование:
    1. изделия народных промыслов: палеховские шкатулки, жостовские подносы, хохломская посуда, матрешки, репродукции, изображающие изделия народных промыслов;
    2. стенд, к которому прикрепляются карточки с изображением отдельных элементов каждого представленного промыслов.
    Организация: при подготовке к уроку учащиеся класса делятся на 4 группы. В каждой команде: Скоморох, Сказочник, Историк, Художник, Мастер.

    Ход урока
    I. Вступление.

    - Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните:. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха:.

    II. Выступление скоморохов.

    Внимание! Внимание!
    Веселое гуляние!
    Собирайся скорее, народ,
    Вас что-то интересное ждет!

    Ярмарка! Веселая ярмарка!
    Чудесная ярмарка!
    И себя повеселите,
    И товар свой продадите!

    А ну, честной народ!
    Подходи посмелей,
    Покупай товар,
    Не робей!

    Здесь игрушки знатные,
    Складные, да ладные!
    Всегда повсюду славятся!
    Они и вам понравятся

    Ш. Вступительное слово учителя.

    Учитель:

    Здравствуйте, гости званные и желанные!
    Люди старые и молодые, женатые и холостые,
    Милости просим на наш праздник!
    Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!
    Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
    Почтенные и молодые, полные и худые -
    Мы рады гостям, как добрым вестям!
    Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

    - Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались умельцы со всей России, приехали людей посмотреть и себя показать, представить свой "товар лицом"; пусть каждая команда расскажет о своём художественном промысле.

    IV. Презентация промыслов.

    Слово предоставляется команде "Матрешки".

    Скоморох:

    Русские Матрешеньки,
    Девицы белешеньки.
    Все с аленькими щечками,
    Покрытые платочками.

    Историк: Впервые матрешка появилась в 90-х годах 19 века в Москве. Она была сделана по эскизу известного художника С.Малютина. новая игрушка всем очень понравилась, ее стали создавать а Сергиевом Посаде, в городе Семенове и во многих других городах и селах России. Эти матрешки различаются и размером, и росписью, но общим для всех является то, что это деревянная разъемная игрушка, в которой из каждой фигурки вынимается следующая, меньшего размера.

    Мастер: Сделать матрешку можно только на токарном станке,, где из выдержанной березовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую. Формы матрешки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

    Художник: После того как мастер сделал деревянную заготовку матрешки, к работе приступает художник.

    В каждой местности матрешку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрешки из Сергиева Посада. Рисуем матрешке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щечки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрешку в расшитую рубашку и сарафан. Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

    Слово предоставляется команде "Дымково".

    Скоморох:

    Мы из Дымково пришли.
    Вам игрушек принесли.
    ***
    Барашек - свисток,
    Ленивый рог - завиток.
    Правый бок - завиток,
    На груди - цветок.
    ***
    Утка Марфутка
    Бережком идет,
    Уточек Марфуточек
    Купаться ведет.
    ***
    Индя-индя-индючок,
    Ты похож на сундучок,
    Сундучок непростой.
    Красный, белый, золотой.

    Историк: А появилась эта замечательная игрушка в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова, сейчас это город Киров. Дымковские мастера занимались разными ремеслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

    В далекие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки - свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

    Сказочник: До наших дней дошла легенда о дымковском коньке. "Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо коленцу Солнца. Солнце несет людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы".

    Мастер: Старая дымковская игрушка - сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали ее с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в "блины", а затем сворачивали "блин" так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

    Следующий этап работы - "отбеливание": фигурки погружали в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становилась ослепительно белой.

    Художник: Теперь можно приступить к раскрашиванию. Для этого потребуется краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками из золота, что делало ее еще наряднее и богаче.

    Слово предоставляется команде "Хохлома".

    Скоморох:

    Хохломская роспись - 
    Алых ягод россыпь.
    Отголоски лета
    В зелени травы,
    Рощи-перелески,
    Шелковые всплески
    Солнечной медовой
    Золотой листвы
    Роспись хохломская,
    Словно колдовская,
    В сказочную песню
    Просится сама.
    И нигде на свете
    Нет таких соцветий.
    Всех чудес чудесней
    Наша Хохлома.

    Звучит русская народная песня: "Во поле березка стояла", а учащиеся класса подыгрывают на ложках, расписанных под Хохлому.

    Историк: Названа это роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда. А когда и как родилось это чудо народных умельцев нам расскажет Сказочник.

    Сказочник: В далекие времена жил в Москве мастер - живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог - глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтоб золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

    Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

    Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секрет своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.

    Мастер: Из легенды вы уже узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины, тщательно просушивают, покрывают олифой.

    Художник:

    Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

    Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче пламенеют на золотом и черном фоне.

    Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Вот элементы хохломской росписи.

    Слово предоставляется команде "Жостово".

    Скоморох:

    На жостовском подносе
    В зеркальной глади лака
    Ржаная медь колосьев, 
    Степной румянец мака.
    Багрянец поздних листьев,
    Лесной подснежник первый:
    А жостовские кисти
    Нежнее легкой вербы.

    Историк: В начале XIX века неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташкино, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

    В 20 годы XX века маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

    Мастер: Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью прессов заготовке придают нужную форму.

    На фабрике существует 26 различных форм поносов: круглая, овальная, прямоугольная, гитарная, восьмиугольная и другие. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а затем лаком.

    Художник: Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, астр, георгинов, колокольчиков, ромашек, незабудок. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определенной последовательности.

    Заключительный этап росписи - изображение мелких веточек, усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и черным фоном. Затем поднос украшают рамкой, лакируется и полируется.

    И вот поднос готов. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной вещью, так и украшением на столах или картиной на стене.

    V. Практическая работа.

    Учитель: Теперь вы имеете представление о различных народных промыслах.

    Предлагаю вам самим стать творцами красивых подносов и игрушек с использованием элементов одного из промыслов.

    Задание выполняется в трех вариантах по рядам:

    1 ряд - жостовские подносы;
    2 ряд - дымковская игрушка;
    3 ряд - доска с хохломской росписью.

    Учащимся раздаются картонные заготовки для подноса, игрушки, матрешки.

    Задание: взять со стенда элементы нужного вида росписи и перевести в виде аппликации на свою заготовку.

    VI Итог урока.

    Все работы выставляются для всеобщего обозрения.


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2014/11/Урок-презентация_(support.shpors.ru).ppt

    Григорьева Марина Александровна, учитель начальных классов

    МБОУ СОШ, с.Талдан, Сковородинский р-н, Амурская обл.


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 1177
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.