mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2014
    02
    дек
    Начинаем любить физику
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Сборник учебных стихотворений

    Сборник содержит достаточно полный набор тем, изучаемых на начальных этапах ознакомления с данной наукой. Читателю предлагаются выдержки из книги, содержание которой фактически параллельно существующим учебникам физики (7-й класс). Предлагаемые стихи могут использоваться как учащимися (для самостоятельного чтения, в дополнение к основному учебнику), так и учителями (для подготовки к урокам или внеклассным мероприятиям).

    Данный сборник стихотворений является дополнением к школьным учебникам физики для седьмого класса С. В. Громова и А. В. Перышкина. За основу взята книга С. В. Громова. Предлагаемые стихи могут использоваться как учащимися (для самостоятельного чтения параллельно изучению основного учебника), так и учителями (для подготовки к урокам или внеклассным мероприятиям).

    Материя.
    Весь мир – материя, мой друг,
    Не та, что для штанов иль платья,
    А всё, что только есть вокруг
    Материально. Должен знать я.
    И ты запомни. Ведь не зря
    Ученые ответ искали,
    Чтоб истин ярких нам заря
    И путеводный луч сверкали,
    Чтоб знали во Вселенной путь,
    Во мраке космоса плутая.
    Ведь, если ночью не заснуть,
    Лежим мы, в облаках витая.
    Мечты всегда уносят в даль,
    Где больше воли и простора.
    Но мир материи, так жаль,
    Иллюзий нас лишает скоро.
    Есть вещество и есть поля.
    Поля, конечно, не с картошкой:
    Магнитное несет Земля
    И гравитации немножко.
    А из веществ – и ты, и я,
    Автомобиль, и дом, и кошка.
    Итак, все тайны бытия
    Ты узнаёшь за крошкой крошка.
    И нет уж места для богов.
    И шарлатанов, чтобы свергнуть,
    Ты, вырываясь из оков,
    Теперь сумеешь опровергнуть!

    Основные положения МКТ.
    Три основных положения:
    Все вещества из частиц,
    Частиц непрерывно движение
    (там хаос не знает границ).
    А третье, частицы, они же,
    С вечной проблемой большой:
    То оттолкнут те, что ближе,
    Тянут другие с собой.
    Взаимодействие надо
    Тех непосед изучать.
    Звать их "молекулы”, "атом”.
    Всюду их видно печать.

    Материальная точка
    Материальная точка, где же тебя разыскать?
    Можно любое взять тело: слона, бегемота, кровать.
    Только сравни для примера ты их размеры и путь.
    Если тащу я пожитки, что уж, пора отдохнуть,
    Значит, на том расстоянии я, словно точка, бреду.
    Рост мой, размеры пожиток – с мусором здесь наряду.
    Рад, что хоть массу считают. Был бы заряд, и его
    Физики мне оставляют. Как я устал от всего!
    Сделали точкой, смеются: "Вырасти хочешь, пацан?
    Меньше возьми расстояние”. Вот такой простенький план.
    Лишь в геометрии хуже, точка здесь слышит в ответ:
    "Нет у тебя ни размеров, нет ничего! Нет и нет!”

    Механическое движение
    Не думай, что просто судить о движении –
    Здесь множество будет подводных камней.
    Туман на реке, а ты принял решение,
    Что все ж поплывешь куда надо по ней.
    И вот, ты в тумане – исчезло движенье,
    Ведь сравнивать не с чем: "Вы где, берега?
    Нет тела отсчета – терплю пораженье –
    Любое мне дайте, туман и река!”
    И вижу вдруг снова и берег, и лодки.
    Березку что ль выбрать? Иль плотик вдали?
    Но вновь не понять, хоть собрал я все сводки,
    Березки проплыли всей рощей мои,
    А плотик злосчастный как был – в километре!
    Гвоздями прибили там, что ли, его?
    Ведь вместе мы мчались с рекою и ветром!
    Где скорость моя? Не пойму ничего.
    "Зависит, балбес, всё от тела отсчёта,
    Того, что ты выбрал, – сказали друзья, –
    Ты делай для каждого тела расчёты.
    Пусть разные числа. Не бойся их зря”.

    Траектория и путь.
    Длина траектории – путь,
    А траектория – линия.
    Ты это, дружок, не забудь.
    Взгляни-ка на небо на синее.
    Летит самолет. Видишь след?
    Вот это – его траектория.
    Длина ее, пусть, километр.
    Тут путь найден. Вот вся теория.

    Равномерное движение
    Вот равномерное движенье:
    Когда ты равные пути
    За так же равные мгновенья
    Сумел проехать иль пройти.

    Скорость.
    Скорость так определи:
    Путь на время раздели.
    "Метр в секунду” – единица.
    Как легко всем обучиться!

    Вектор. Скаляр.
    В физике вектор нам задан числом.
    "Модуль иначе”, – скажу я потом.
    Вектор имеет еще направление.
    (Можно и точку найти приложения.)
    Сила и скорости, и ускорение –
    Вектор найдешь, где увидишь движение.
    Ну, а скаляр задан только числом:
    Путь, масса, время, работа, объем.

    Сила.
    Штанги и гири в руках силача
    Словно летают по воздуху.
    И муравьи, всё в свой дом волоча,
    Тянут и носят без роздыху.
    F – это сила. Так вектор зовётся
    Тот, что есть мера для действия тел.
    Если искать нам причину придётся,
    Скорость менялась, с каких это дел?
    Скажем теперь – это действие силы.
    Той, что мы ньютоном мерить должны.
    Сколько ее бурлаки положили,
    Баржи тащив в сумме, как до Луны?
    Силы сейчас мы изучим такие:
    Тренья, упругости, тяжести – раз.
    И Архимеда, давленья. Другие
    Выучим после, придя в старший класс.

    Сила упругости. Деформация.
    Сила упругости тем хороша –
    Тянешь резину себе не спеша.
    Гука закон изучаешь уныло:
    "F” есть "kx”. Вот такая здесь сила.
    "k” –жесткость тела и ньютон на метр;
    "х” – удлинение, пусть, в миллиметр.
    То есть упругости сила возникла
    При деформации. Тело поникло.
    Ведь деформация – это же муки,
    Форму, размеры меняют от скуки.
    Виды любые тех пыток бывают:
    Тело растянут, а после сжимают:
    "Хочешь, изгиб будет, сдвиг иль кручение,
    Чтобы надолго иметь впечатление?”
    Сила, возникшая в теле упругом,
    К малым частицам его, как к подругам,
    Дружбу являет, стараясь помочь –
    Гонит она деформацию прочь.
    И потому направление силы
    Против всегда, где бы вы не спросили
    Перемещений несчастных частиц:
    Борется сила, как тысяча львиц.

    Сила тяжести
    Сила тяжести, друзья, –
    Как нас тянет всех Земля.
    Центр масс найду у тела
    И отмечу силу смело:
    Ни куда-нибудь, а вниз.
    Тут считать пришел каприз:
    "Умножаю массу тела
    Всю на "g” и кончим дело.

    Инерция и равнодействующая сила.
    Вот тело летело
    И скорость имело
    Всегда постоянную вдоль по прямой
    Но вот налетело
    Другое вдруг тело:
    "Традиций не надо! Обычай долой”
    Пример ниже новый
    И тоже толковый –
    Инерцию всюду ищи.
    Вот тело лежало –
    Так скорость упала.
    Но это не всё. Не взыщи,
    Тела налетели,
    Менять всё хотели
    И действуют с разных сторон.
    Но только не вышло,
    Уж глупые слишком.
    Не силы считать им – ворон!
    На силы смотрите,
    Параграф учите.
    Ведь скорости чтоб изменить,
    Всех сил результаты,
    Пусть мощны затраты,
    Нельзя же к нулю приводить.

    Динамометр.
    Динамометр – прибор. Измеряет силы.
    Принцип действия его у меня спросили.
    "Равновесие двух сил (как еще ясней?),
    Что к пружине приложил, и упругость в ней”.
    Градуировать прибор научился быстро.
    Ноль отметил и давай вешать, как монисто,
    Грузы в ньютон. Раз, два, три. Делаю отметки.
    Ну, а после я нанес между ними метки.
    Поделил на десять я каждый целый ньютон.
    Как в аптеке у меня – ничего не спутал.
    Так что знаю, как шкалу надо наносить.
    И могу хоть сотню раз опыт повторить.
    А "динамис” значит "сила”. Я учусь старательно
    И не пропускаю мимо всё, что занимательно.
    "Динамометр” тогда – просто "силомер”!
    Мне дотошность помогает. Вот и здесь пример.

    Вес и невесомость.
    Захотел узнать свой вес
    На сосну на ветку влез,
    На опору, значит, сел,
    Но найти вес не успел.
    Что-то хрустнет подо мной –
    Я о землю головой.
    И теперь ищу подвес
    Измерять всё тот же вес.
    Книжку, что ли, почитать,
    Чтоб вопрос свой лучше знать?
    Прочитал учебник снова.
    Невесомость – это ново:
    В общем, вес найти не просто
    (Хоть ты будь большого роста).
    Если падать вниз с сосны,
    То без веса будешь ты.
    Разобрал свои ошибки,
    Как обычно, очень прытко.
    И с весами лезу снова
    На сосну, что возле дома.
    Страсть как опыты люблю,
    Им полжизни отдаю.
    Стал на ветке на весы,
    Жду поломки вновь сосны.
    Затрещало, заскрипело.
    Вниз летим и дивно дело:
    На весы я не давлю,
    То-то всех я удивлю.

    Трение.
    Надоело это тренье!
    Просто нет уже терпенья!
    Про него я всё учу!
    Сколько можно? Не хочу!
    Наблюдаю вдруг картину –
    Тренья нет и в половину.
    Мир без трения, друзья,
    Изменился, вижу я.
    Как по льду скользит прохожий,
    А любой автомобиль
    Знал инерцию, похоже,
    И нигде не тормозил.
    Нитки в тканях заскользили.
    Что с моей одеждой?
    Да мне, вижу, удружили.
    Чуда жду с надеждой.
    Хоть какое измененье!
    Дайте больше силу тренья!
    Но не держат гвозди,
    Хоть вбивай их горсти.
    Развязались все узлы,
    Падают предметы.
    Я цепляюсь за углы –
    Всё скользит. "Ну где ты?
    Где ты, трение, вернись!
    Я прошу вернуться.
    Снова, тренье, появись!”
    Тут я смог проснуться.
    И давай стихи писать
    Я про силу трения,
    Чтобы все могли узнать
    Про её умения.

    Правило моментов.
    Знают правило моментов
    Толпы школьников, студентов.
    Пусть вращаться может тело,
    И его здесь крутят смело.
    Сил моменты кто куда:
    Вправо – влево. Ох, беда!
    Против стрелки часовой
    Есть момент, но есть другой,
    Что вращает уж по стрелке.
    Это их, друзья, проделки.
    Равновесье наступает –
    Тело больше не вращают,
    Будто руль автомобиля,
    Что летит за милей миля.
    Знать моменты, как борцы,
    Здесь равны. И молодцы!

    Закон Архимеда.
    Сила архимедова из жидкости толкает
    То тело, что погружено. При этом сила знает:
    Она равна здесь весу той жидкости, что тело
    Погруженным объёмом тут вытеснить сумело.

    Архимед.
    Я в ванну сел и с криком:
    "Нашел! Нашел!” – по улице бежал.
    Я – древний грек умом своим и ликом,
    Мой острый ум отточен, как кинжал,
    Я вечно делал, строил механизмы.
    Я часто новое для всех изобретал,
    Чтоб защитить рубеж моей отчизны,
    Чтоб враг коварный в страхе трепетал.
    И мирный труд я облегчал усердно.
    Мне рычаги служили, как рабы.
    В короне для царя, живущего небедно,
    Узнал обман я с помощью воды.
    Про мой закон и силу каждый школьник
    Устал уже стократно повторять,
    А кораблей конструктор – мой поклонник,
    Хоть древний я, мне может доверять.

    "Фюзис” (экологическое).
    Поэзия природы безгранична:
    Луч света, шорох листьев, бег ручья.
    И, вроде, видим это мы отлично,
    Но всё же красота как бы ничья.
    И топчем травы, рвем все паутинки,
    И поднимаем грязь в ручье наверх со дна,
    Чтоб красота осталась на картинке,
    Чтоб не спаслась букашка ни одна.
    Так неужели мусор, банки и бутылки,
    Безмолвный черный лес от твоего костра –
    Из глубины души твоей посылки
    Природе, всё ж дожившей до утра.
    Да, познавать природу нужно и полезно.
    И технику пора боготворить,
    Но, получая от науки бездну
    Всех благ, ты думал, как же дальше жить..?


    Радченко Татьяна Ивановна, учитель физики

    МБОУ СОШ №26, г.Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 1236
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.