Цель классного часа: формирование у учащихся патриотизма, гражданственности, любви и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому, развитие познавательной активности и творческого потенциала школьников.
Задачи классного часа:
- расширение знаний школьников об истории Великой Отечественной войны; (знаниевый компонент)
- формирование у школьников активной жизненной позиции, вовлечение их в разнообразную деятельность; (деятельностный компонент)
- утверждение в сознании учащихся общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к историческому прошлому России, традициям родного края; (ценностно-эмоциональный компонент)
- укрепление преемственности поколений.
ПОДГОТОВКА К КЛАССНОМУ ЧАСУ: АНКЕТА "О тех, кто уже не придёт никогда, помните!”
ОФОРМЛЕНИЕ:
- фотографии сцен праздника, посвящённого 60-летию Победы
- мультимедийная презентация "На Мамаевом кургане”
- выставка литературы о Сталинградской битве
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Эмоциональное начало: литературно-музыкальная композиция "Мальчишкам Волгограда” Внимание на экран. (Приложение 1, Приложение 2, Презентация)
2. Вступительное слово классного руководителя. Это вступление должно настроить нас на разговор по теме классного часа "Это нужно живым”.
В этом году мы с вами работали над проектом "Вехи истории - вехи доблести и славы”, конкретно, над проектом, посвящённым 70-летию Сталинградской битвы. Настала пора подвести некоторые итоги.
Надеюсь, у нас состоится сегодня серьёзный разговор, в ходе которого вам предлагается ответить на вопрос: ЗАЧЕМ НАМ НАДО ИЗУЧАТЬ НАСЛЕДИЕ ВОЙНЫ?
В качестве послесловия к презентации хочу привести несколько фактов. На площади героев, слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на ней высечены слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?”.(9 слайд) Это сказано о морских пехотинцах. На протяжении почти всей битвы средняя продолжительность жизни советского пехотинца на фронте составляла один день.
Так, митрополит гор Ливанских Илия, затворившись от внешнего мира, молился о спасении нашей Родины. Ему явилась Божия Матерь и сказала, что для спасения России необходимо открыть церкви, монастыри, семинарии, которые в безбожное время были закрыты, выпустить из тюрем и лагерей священнослужителей. Ленинград сдавать нельзя. Надо отслужить молебен перед иконой Божией Матери Казанской и обойти с ней город крестным ходом. Так и поступили. Блокада была прорвана. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва. После Москвы Казанскую икону Божией Матери привезли в Сталинград, где перед нею непрестанно служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не могли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов. Среди них была чудотворная икона.
3. Анализ анкет. В ходе подготовки к классному часу мы провели анкету под девизом "О тех, кто уже не придёт никогда, помните!” (Приложение 3)
Комментарии. Отрадно, что во всех семьях опрошенных учеников хранят память о Великой Отечественной войне, называют разнообразные мероприятия, способствующие сохранению этой памяти. Подавляющее большинство отвечавших испытывают гордость за тех, кто завоевал Победу.
Вместе с тем, анкетирование позволило обнаружить недочёты в работе, направленной на сохранение памяти о Великой Отечественной войне.
Лишь 30% опрошенных читали книги о Великой Отечественной войне.
35% знают, при каких обстоятельствах погибли или были ранены их родные.
Среди героев войны чаще всего называют Г.К.Жукова, о котором больше всего информации, и 28 панфиловцев, о подвиге которых шла речь на классном часе. Называют своих земляков лишь 20%.
Хотя многие назвали достойные причины своего участия в работе над социальными проектами, практика показывает, что некоторые покривили душой. Не все они выполняли проекты. Грустно читать, хотя и единичные, высказывания, что некоторым современным детям безразлична память о войне.
4. Разброс мнений. Работа в группах. Ребятам предлагается обсудить события нашей жизни по материалам СМИ. (Приложение 2)
Во всех семьях хранят память о Великой Отечественной войне. Но в то же время происходит в нашей жизни нечто ужасное. Об этом мы сейчас и поговорим.
Оценка ребятами событий, о которых они читали.
Почему такое возможно? Нет ли в наших анкетах ответа на этот вопрос?
5. А теперь хотелось бы послушать ребят, которые участвуют в каждом социальном проекте, в том числе в тех, которые посвящены войне. Почему вы принимаете активное участие в проектах? Краткие высказывания ребят.
6. Ответ на вопрос ЗАЧЕМ НАМ НАДО ИЗУЧАТЬ НАСЛЕДИЕ ВОЙНЫ?
Ребята обсуждают вопрос в группах, пишут ответы на листах бумаги, которые прикрепляются к доске.
Предполагаемые ответы: чтобы знать историю своей страны чтобы гордиться своей страной
- чтобы чтить память павших чтобы лучше понять свой народ
- чтобы не допустить повторения чтобы не допустить фашизма в России
- чтобы самим быть добрее и внимательнее к людям
7. Подведение итогов классного часа. Не хотелось, чтобы наш сегодняшний классный час был пафосным. Но совсем без пафоса говорить о войне не получается. Слишком велик был подвиг народа, слишком большого напряжения сил потребовала победа. Что руководило людьми? Желание защитить свой дом, свою семью. Закончить наш разговор хотелось бы словами "Реквиема” Р.Рождественского, которые звучат как напутствие нам. Ведь название классного часа "Это нужно не мёртвым, это нужно – живым!”, нам с вами, нашим детям и внукам.
Отрывок из стихотворения "Реквием” Р.Рождественского.