mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    23
    мая
    Юный музейщик
    Рейтинг:
    Категория: Статьи » Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Программа дополнительного образования

    С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит не обучение ребенка ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.

    Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для культуры храниться в ее суррогате – массовой культуре, которая не требует умственной и душевной работы. Поэтому, придя из мира массовой культуры в музей нашим воспитанникам трудно воспринять даже отдельные элементы истиной культуры, которую они считают уже устаревшей. А ведь музейный предмет и музейная среда обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит не обучение ребенка ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.

    Задачи

    1. Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
    2. Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
    3. Сформировать научные и профессиональные интересы.
    4. Воспитать музейную культуру.

    Адресность

    Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность). Возраст занимающихся 12-15 лет. Группы – одновозрастные и разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.

    Принципы функционирования программы

    1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
    2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
    3. Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
    4. Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

    Содержание программы

    В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.

    Программа включает:

    • изучение истории музееведения в России (Сибири);
    • ознакомление с основами музейного дела;
    • практическое применение полученных знаний на базе Детского музея Тальменского санаторного детского дома: организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий).

    Методы обучения

    1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
    2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и и выставок музея.
    3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
    4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея детского дома для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

    В детском доме в течение года движение детей составляет 30%, поэтому данная прграмма рассчитана на один год обучения. Количество детей в группе составляет 7-10 человек. Время занятий составляет 40-45 минут, занятия проходят 2 раза в неделю.

    Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

    Программа реализуется в следующих формах:

    • мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, культпоход;
    • творческие дела – участие в конференциях, мероприятиях детского дома, оформление экспозиций музея детского дома.

    Условия для реализации программы

    Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.

    Ожидаемые результаты

    1. Предполагается, что воспитанник научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
    2. Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
    3. Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.

    Методы определения результативности

    Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.

    1. Самостоятельное заполнение:

    • книги поступлений;
    • акта приемки–сдачи;
    • карточки описания.

    2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиицй.

    3. Разработка и проведение экскурсий.

    4. Изучение коллекций музея детского дома.

    5. Участие в историко-краеведческой конференции учащихся Тальменского района на базе МУК «Тальменский краеведческий музей» и конференциях при Центре внешкольной работы.

    6. В конце обучения возможно проведение деловой игры «Создаем музей».

    Календарно-тематический план


    п/п

    Тема

    Общее количество
    часов

    Теория

    Практика

     

    История музейного дела

    14

    6

    8

    1

    Что такое музей? Зачем нужны музеи?

    2

    1

    1

    2

    Основные понятия и определения в музейном деле.

    1

    1

     

    3

    Музейные профессии.

    1

    1

     

    4

    Музеи России (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток)

    5

     

    5

    5

    Из истории сибирских музеев.

    1

    1

     

    6

    Тальменский районный краеведческий музей, его история.

    2

    1

    1

    7

    Архив – учреждение для хранения документов.

    1

    1

     

    8

    Экскурсия в архив Тальменского района

    1

     

    1

     

    Фондовая деятельность в музее.

    33

    7

    26

    9

    Что такое фонды музея?

    1

    1

     

    10

    Экскурсия в фондохранилище Тальменского районного краеведческого музея.

    1

     

    1

    11

    Понятие «памятник», виды памятников.

    1

    1

     

    12

    Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям р.п. Тальменки.

    3

     

    3

    13

    Книга учета – главный музейный документ.

    1

    1

     

    14

    Заполнение книги учета.

    4

     

    4

    15

    Атрибуция и экспертиза в музее.

    1

    1

     

    16

    Акт приемки–сдачи. Заполнение акта.

    3

    1

    2

    17

    Виды карточек научного описания.

    Заполнение карточек научного описания.

    3

    1

    2

    18

    Для чего нужна и как заполнить именную карточку.

    4

    1

    3

    19

    Пути комплектования фондов.

    11

    1

    10

     

    Экспозиционная деятельность.

    38

    3

    35

    20

    Понятие «музейная экспозиция».

    1

    1

     

    21

    Как правильно построить экспозицию.

    1

    1

     

    22

    Построение экспозиций музея детского дома.

    25

     

    25

    23

    Текст в экспозиции.

    1

    1

     

    24

    Составление аннотаций.

    10

     

    10

     

    Экскурсионная деятельность.

    23

    3

    20

    25

    Виды экскурсий.

    1

    1

     

    26

    Методика построения и проведения экскурсии.

    2

    2

     

    27

    Практическая работа экскурсоводов.

    20

     

    20

     

    ИТОГО

    108

    19

    89

    Методические комментарии

    Раздел № 1. История музейного дела.

    Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

    Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина, библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), первые музеи Сибири: краеведческий музей г. Иркутска (А. Карамышев), Барнаульский музей (Ф. Фролов, Ф. Геблер), Тальменский районный краеведческий музей, его коллекции и создатели.

    Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее.

    Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.

    Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждением ( Тальменский санаторный детский дом), населением (сотрудники детского дома), коллекционерами или другими музеями.

    Раздел № 3. Экспозиционная деятельность.

    Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.

    Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).

    Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.

    Раздел № 4. Экскурсионная деятельность.

    Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.

    Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.

    Блинова Елена Васильевна,
    педагог дополнительного образования

    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5107
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.