Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ
Гений по маминому велению
Моей дочери 5 лет. Сейчас хочу отдать ее на занятия с серьезной нагрузкой: музыка, театр, подготовка к школе. Хотелось бы еще спорт и художественную студию. Вообще как сильно можно загружать ребенка в эти годы?
Светлана Сергина.
- Попробуйте оценить: потянет ли она все это? Хочет ли она сама? И вообще - что она хочет? Развиваться правильно ребенок будет «изнутри», исходя из своих интересов. А не «снаружи», от желаний родителя. Конечно, можно эти интересы развивать, но это очень тонкое дело. Нужно сначала вместе с ребенком пережить какие-то захватывающие вещи, пока у него не засветился огонек желания. И только после этого ему можно предлагать заниматься делом серьезно.
Если чадо ходит на кружок только потому, что мама велит, а при этом учитель требовательный и у ребенка не очень-то получается, то наступает ступор, идет отказ. Копится багаж отрицательных эмоций: «я неумелый, я неспособный, я непослушный». Это все бьет по самооценке. А ее, наоборот, надо поддерживать всеми силами! Нужно давать ребенку позитивные посылы. Например: «Я выслушаю тебя и, если тебе какое-то занятие не нравится, с уважением к этому отнесусь».
Ребенок, даже очень маленький, - личность. И насильно заинтересовывать его чем-то не получится. А с какими проблемами сын или дочь могут столкнуться? У кого-то лучше получается, у него хуже, - у ребенка пропадает охота ходить на занятия. Родители начинают ругаться. Обычно такой заколдованный круг - чем больше ребенка толкают и при этом он не достигает высоких результатов, тем хуже он начинает относиться к этому делу. Хотя вначале, может быть, ему и было интересно.
Проблемы начинаются с самого маленького: с дурацких наставлений типа «Ты должен съесть всю кашу!» или «Сиди на горшке, пока не пописаешь!». И заканчиваются таким: «Ты пойдешь в техникум или в инженерный вуз!» Но он - гуманитарий! «Нет! Гуманитарием сейчас не проживешь. Иди в экономический!..» или «Ты должен жениться только на ней!». И вот так ломаются судьбы и личности. Кто-то уходит из дома на улицу. А кто-то ломается, живет как подневольный. И ненавидит свою семью, профессию. Насилие над личностью идет с пеленок до бороды.
Про фантазеров
Моя дочь постоянно сочиняет. Никогда нельзя быть уверенной, что она рассказала все так, как было в действительности. Часто она потом и сама уже не может разобраться, что правда, а что - фантазия. Что нам делать?
Елена.
- В вашем случае надо не пугаться, а радоваться. Потому что фантазия ребенка - это форма его творчества. Это зародыш искусства и понимание искусства ребенком. Родители удивляются: чего ты чушь порешь? Мне одна мать говорила: мой ребенок, наверное, сумасшедший. Ему 2,5 года, и он рассказывает: «Мама, а я был на войне, и у меня была рана. Меня ранили вот сюда, в эту ногу». Мальчик проигрывал себя в качестве героя войны. Это детская форма освоения мира. Потому что одной вот этой комнаты, этой мамы и этого телевизора им мало, они же слышат и улавливают все вокруг.
Нужно подхватывать детские фантазии, подыгрывать. Моя собственная дочка в 5 лет на шапку навязала какую-то ленточку - это у нее была морская бескозырка. Она называла себя «летчик Сережа» и отзывалась только на это имя. С этим «летчиком Сережей» мы отрабатывали очень многие хорошие и правильные вещи. «Летчик Сережа», например, дисциплинированный, смелый, находчивый.
«Почему дочка меня не слышит?»
Девочке пять лет. Хорошая, послушная, но, чтобы дождаться ее реакции на поставленный вопрос, нужно обращаться к ней несколько раз, как будто она меня не слышит. Что происходит? Как вести себя в этой ситуации?
Наталья Тройнова. Краснодар.
- Маленькие дети часто погружаются в свой мир, когда они занимаются либо игрой, либо рассматриванием чего-то. Это их замечательное свойство. Внимание у них концентрируется только на конкретном занятии. Взрослому может быть непонятно, чем сейчас увлечен ребенок. Причем во время этой внутренней работы они многое осваивают, прорабатывают.
Чтобы привлечь внимание ребенка, не надо кричать. Иначе может сработать защитная реакция «глухоты». Надо подойти, взять его за ручки, посмотреть в глаза и сказать: «Ваня (или Таня), я тебе хочу что-то сказать». Привлечь его не только по слуховому каналу, а включить все три: слух, зрение и тактильный контакт. Ребенок обязательно обратит внимание на маму.
СЕМЕЙНЫЕ ТРУДНОСТИ
«Я на него кричу...»
Сынишке три года. Обожаемый ребенок. Но есть проблема - я на него кричу. А потом мучаюсь, понимая, что моих душевных сил не хватило на самое близкое мне существо...
Мария.
- Уважаемая Мария, ребенок тут совсем ни при чем. Он только спусковой крючок для того, чтобы ваше ружье начало стрелять. А оно заряжено. Попробуйте разобраться чем? Возможно, это ваше эмоциональное неблагополучие. Спокойный человек, даже если ему дают повод непослушанием, адекватно реагирует. Ваш крик - это неадекватная реакция на ребенка. Ведь вы, скорее всего, кричите на сына не потому, что он кого-то ножом пырнул или по голове чем-то стукнул. Он всего лишь что-то не надел, что-то не доел, не убрал игрушку... Попробуйте разобраться в себе, понять, что дает вам такое напряжение. Вполне возможно, что у вас какие-то проблемы с мужем, на работе, может быть, с престарелыми родителями. Ребенок просто оказывается козлом отпущения. Считается, что чем громче крик, тем скорее он послушается. Вот здесь вы сильно ошибаетесь!
Если папы в доме нет...
Как правильно матери-одиночке строить отношения с 13-летним сыном?
Лейла.
- Допустим, ребенок говорит: «Мам, пусть папа вернется». Большинство матерей ответят: «Что я могу поделать?» А можно иначе. Можно с ним поговорить по душам. Сказать: «Тебе горько» - этим вы покажете, что разделяете переживания ребенка, или «Да, я знаю, что ты без папы скучаешь, и я скучаю, и мне плохо. Вот когда он у нас был, нам было хорошо, мы были счастливы все трое. Но так случилось, это бывает в жизни, к сожалению». Без всякой там лжи или отговорок. И, не дай бог, поливать папу грязью! Наверняка ребенок, пока он был маленький, не знал всех особенностей отца. Он только знал, что это взрослый, сильный человек, что он многое умеет, что он умный, добрый. Они уходят вот в этот мир мечты, поэтому какой бы папа объективно ни был, любой ребенок мечтает о том, чтобы у него был отец, который его защитит, если что.
Нужно спокойными словами объяснить, что вы теперь, сожалению, не живете вместе. И главное - дать возможность ребенку сказать, как он скучает без отца. Повторяю: нельзя ругать бывшего супруга в присутствии ребенка! Нужно сказать, что папа все равно его любит. И, конечно, вы сможете видеться, он будет приходить к нему на дни рождения. А между отцом ребенка и вами должен быть договор (как это ни тяжело иногда). Иначе у малыша будет надвое разрываться сердце. Ребенку дороги и мама, и папа.
,