mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    29
    окт
    А вот о том, как в баснях говорят
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Литературный конкурс по творчеству И.А. Крылова в 4-м классе
    Статья содержит разработку итогового внеклассного мероприятия. Участие в выразительном чтении, в двух турах викторины, в инсценировке басен, создании иллюстраций к ним способствуют углублению знаний учащихся, развитию творческих способностей и уяснению общечеловеческой морали басен.


    Не суживайте жизнь до урока,
    а урок расширяйте до жизни.
    П. Блонский

    Цели конкурса:

    • расширение и углубление сведений о баснях И.А. Крылова;
    • проверка знаний о теоретико-литературных понятиях: “басня”, “аллегория”, “афоризм”;
    • развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен, создание иллюстраций);
    • уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова.

    Подготовительный этап.

    1. Объявление о конкурсе с указанием номинаций: “Выразительное чтение басни И.А. Крылова”, “Иллюстрация к басне”, “Знаток басен И.А. Крылова”.
    2. Выбор учащимися номинации конкурса, в которой они примут участие.
    3. Разучивание басен, репетиции инсценировок.
    4. Составление кроссвордов и вопросов к викторине, иллюстраций к басням, подготовка плакатов для оформления конкурса.

    Ход конкурса.

    Оформление.

    Доска:

    • портрет И.А. Крылова;
    • тема конкурса “А вот о том как в баснях говорят…”;
    • эпиграф “Его басни переживут века” (К.Н. Батюшков).

    На специальном стенде:

    • иллюстрации к басням И.А. Крылова и кроссворды, выполненные учащимися;
    • плакаты с высказываниями И.А. Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”,  “А за меня мои звери говорят”.

    Представление ведущим членов жюри (5 человек):

    • учитель литературы;
    • учитель изобразительного искусства;
    • руководитель школьного театрального кружка;
    • два гимназиста из параллельного класса.

    Вступительное слово ведущего:

    — Сегодня главным героем нашего конкурса станет И.А. Крылов и герои его известных басен. И.А. Крылов был драматургом, издателем, но всемирную известность ему принесли басни, которые он писал уже в зрелом возрасте. Им создано более двухсот басен. Они сделали Крылова знаменитым уже при жизни. Что же такое басня?

    Учащиеся:

    — Это короткий рассказ, чаще сценка с диалогом-разговором между действующими лицами.

    — В ней есть нравоучение, мораль, которую высказывает автор, иногда она заключена в словах героя или незаметно “вытекает” из самой сценки.

    — Часто заголовок басни приобретает широкое значение, становясь своеобразной пословицей.

    — Басня близка к народному творчеству.

    — Не всегда героями басни являются звери (например, “Демьянова уха”).

    — Басня аллегорична (иносказательна).

    Ведущий.

    — Критик В. Белинский писал о баснях И.А. Крылова: “Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира”. Какие пороки общества и человека предаёт осмеянию И.А. Крылов?

    Учащиеся.

    — И.А. Крылов разоблачает социальную несправедливость общественного устройства царской России: деспотизм и жестокость власть имущих и беззащитность простого народа. Он высмеивает общечеловеческие пороки и недостатки: трусость, жадность, лень, глупость, лицемерие и многие другие.

    Далее учитель называет номинации конкурса, в которых будут соревноваться учащиеся.

    Номинация первая — “Выразительное чтение басен наизусть”

    В ней принимают участие чтецы. Могут быть прочитаны следующие басни:

    • “Любопытный”;
    • “Мартышка и Очки”;
    • “Две Собаки”;
    • “Волк и Ягнёнок”;
    • “Зеркало и Обезьяна”;
    • “Квартет”;
    • “Лягушка и Волк”.

    Номинация вторая – “Знаток басен И.А. Крылова”

    Викторина (тур I).

    За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон. Принимают участие все, победитель определяется по итогам двух туров.

    Назовите героя басни.

    1. Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья).
    2. Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок).
    3. Она хотела сжечь море. (Синица).
    4. Он вернулся из путешествия “с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою”. (Голубь).
    5. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).
    6. Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза).
    7. Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).
    8. Она попала “в большие забияки”. (Моська).
    9. Он “обжора и злодей”, по словам его хозяина. (Кот Васька).
    10. Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).
    11. У него на локтях продрался кафтан. (Тришка).
    12. Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона. (Любопытный).
    13. Его “захлопнула злодейка-западня”. (Чиж).
    14. У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).
    15. Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль).
    16. Её служба – ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).
    17. Он решил “с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. (Ловчий).
    18. Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).
    19. Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).
    20. У него всё вокруг только “моё”. (Волк).

    Номинация третья – “Инсценировка басни”

    Учащиеся характерными деталями костюма подчёркивают особенность своего героя.

    Могут быть инсценированы следующие басни:

    • “Демьянова уха”;
    • “Ворона и Лисица”;
    • “Ларчик”;
    • “Кот и Повар”;
    • “Мартышка и Очки”.

    Викторина (тур I I, усложнённый).

    Из какой басни строка? Как вы её понимаете?

    Перед тем как читать строчки из басен И.А. Крылова, учитель знакомит учащихся с книгой М.Г. Ашукиной и Н.С. Ашукина “Крылатые слова”, показывает учащимся книгу, объясняет принцип её построения, вводит понятия “литературная цитата” и “афоризм”.

    1. А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
    2. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
      А сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”).
    3. Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).
    4. Демьянова уха. (“Демьянова уха”).
    5. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. (“Парнас”).
    6. Избави бог и нас от этаких судей. (“Осёл и Соловей”).
    7. Как под каждым ей листком
      Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”).
    8. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку. (“Кукушка и Петух”).
    9. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад,
      А Щука тянет в воду. (“Лебедь, Щука и Рак”).
    10. Медвежья услуга. (“Пустынник и Медведь”).
    11. Наделала Синица славы, а море не зажгла. (“Синица”).
    12. А ларчик просто открывался. (“Ларчик”).
    13. Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и Виноград”).
    14. От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и Лисица”).
    15. Пой лучше хорошо Щеглёнком, чем худо Соловьём. (“Скворец”).
    16. Полают, да отстанут. (“Прохожие и Собаки”).
    17. Рыльце в пуху. (“Лисица и Сурок”).
    18. Слона-то я и не приметил. (“Любопытный”).
    19. У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягнёнок”).
    20. Как белка в колесе. (“Белка”).
    21. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”).
    22. Ты всё пела? Это дело.
      Так поди же, попляши. (“Стрекоза и Муравей”).
    23. А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”).

    Номинация четвёртая – “Иллюстратор басни”

    Авторы иллюстраций показывают свои работы, называют басню, эпизод в ней, объясняют свой замысел.

    Итоги конкурса.

    Жюри даёт оценку каждому конкурсу, вручает дипломы победителям в каждой номинации, в номинации “Инсценировка басни” присуждается специальный диплом за лучшее исполнение роли.

    Звучит стихотворение М. Исаковского “И.А. Крылову” (читает учитель или подготовленный ученик).

    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим всё сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.

    На память о конкурсе учитель дарит каждому учащемуся красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.

    Афоризмы Крылова

    • А ларчик просто открывался.
    • Хоть видит око, да зуб неймёт.
    • Слона – то я и не приметил.
    • Рыльце в пуху.
    • Полают, да отстанут.
    • От радости в зобу дыханье спёрло.
    • А Васька слушает да ест.
    • Да только воз и ныне там.
    • Если голова пуста,
      То голове ума не придадут места.
    • Медвежья услуга.
    • Кукушка хвалит Петуха за то,
      Что хвалит он Кукушку.
    • Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
    • Демьянова уха.
    • Чем кумушек считать трудиться,
      Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
    • Кто про свои дела кричит всем без умолку,
      В том, верно, мало толку.
    • У сильного всегда бессильный виноват.

    Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).


    Печенкина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 14772
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.