mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    04
    дек
    От древних цивилизаций к современности
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Программа элективного курса для учащихся 9-го класса (история, география, археология)
    Программа курса является авторской программой учителей географии И.Н. Третьяковой и истории Л.А.Новожиловой. Цель: развитие разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации. Сделать более целенаправленной теоретическую подготовку учащихся по предметам. Программа позволяет полнее показать сущность и уровень исторической и географической наук, методы исследования; больше внимания творческим заданиям и самостоятельному поиску знаний. Данный курс способствует проведению историко-географических исследований учащихся.
    В 9-х классах вводится предпрофильное обучение через организацию курсов по выбору, что создаёт условия для повышения качества профильного образования.

    Основная цель предпрофильного образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ориентированного в смежных областях деятельности.

    Решение задачи качества подготовки учащихся находится в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки и имеет определяющее значение для будущего страны.

    Цель предлагаемого курса: развитие разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации. Оно позволяет сделать более устойчивой и целенаправленной теоретическую подготовку учащихся по курсам истории и географии. Как следствие, была разработана программа элективного курса, направленная на подготовку учащихся к эффективному изучению этих предметов по соответствующему профилю в старших классах.

    Эффективность профильного обучения в старшей школе обеспечивается последовательностью и преемственностью.

    Задачи курса:

    • расширение и углубление знаний по предмету;
    • подготовка учащихся к профильным экзаменам в школе и в вузах;
    • развитие общего кругозора учащихся;
    • подготовка к активному участию в будущей производственной деятельности.

    Новизна данного курса заключается в параллельном изучении наук (история, география, археология), непосредственно связанных между собой, что позволяет представить мир как целостную систему фактов и событий. Содержание курса основано на интересах учащихся, выявленных при изучении истории, географии в среднем звене основной школы.

    Программа связана с содержанием школьных курсов “История Древнего мира” и “География материков и океанов”, “Социальная и экономическая география мира”, углубляет и расширяет отдельные разделы.

    Педагогическая технология, используемая при изучении данного курса, предполагает проведение занятий в трёх формах: лекционные, групповые, индивидуальные. Лекционные занятия проводятся со всей аудиторией, используются технические средства обучения. При групповой работе учащиеся обсуждают материалы лекции, участвуют в дискуссиях, решают проблемные вопросы. Индивидуальная работа учащихся проводится по обязательным заданиям в контурных картах и по тестам.

    Программа курса позволяет полнее показать сущность и уровень современных исторической и географической наук, методов исследования. Предоставляет возможность реализовать принцип индивидуализации обучения, более полно удовлетворять интересы учащихся. В процессе обучения выявляются отрасли науки, которые наиболее интересны для школьников. Больше внимания уделяется выполнению творческих заданий и выработке умения самостоятельного поиска знаний.

    Критерии оценки успешного изучения предложенного курса:

    1. Тематический контроль:

    • - тестирование
    • - работа в контурных картах
    • - собеседование
    • - проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.

    2. Итоговый контроль:

    • - тестирование
    • - написание рефератов по выбранной учащимися теме курса.

    Программа предпрофильного курса рассчитана на 34 учебных часа теоретических и практических занятий (1 раз в неделю по 2 часа).

     Элективный курс

    “От древних цивилизаций к современности”
    (история, география, археология)

    Тема Количество часов Вид занятий
    1. Введение.

    Территории зарождения первых цивилизаций.

    4 часа Теория и практика.
    2. Древний Египет. 4 часа Теория и практика.
    3. Древние государства Месопотамии. 4 часа Теория и практика.
    4. Древняя Индия: страна чудес. 4 часа Теория и практика.
    5. Удивительные Эгейские царства. 4 часа Теория и практика.
    6. Ацтеки: империя крови и величия.

    Затерянный мир майя.

    4 часа Теория и практика.
    7. Инки – владыки золота и славы. 3 часа Теория и практика.
    8. Рим: эхо имперской славы. 4 часа Теория и практика.
    9. От древних цивилизаций к современности (итоговое занятие). 3 часа Практика.

    Итого: 34 часа

     Содержание элективного курса.

    1. Введение.

    Территории зарождения первых цивилизаций.

    Основные цели и задачи курса, время и формы проведения занятий, необходимые принадлежности и оборудование для занятий, критерии оценки результатов (баллы), форма отчёта.

    Египет, Междуречье, Восточное Средиземноморье, Персидская держава, Индия, Китай, Эгейские царства, государства Южной Америки, викинги, Римская цивилизация (краткая характеристика).

    Практическая работа:

    Анализ карты атласа.

    Нанесение на контурную карту границ территорий древних государств.

    2. Древний Египет.

    - местоположение и природные условия Древнего и Современного Египта;

    - земледельцы и ремесленники (труд, жилище, быт);

    - управление государством;

    - культура;

    - развитие хозяйства современного Египта.

    Практическая работа:

    Анализ карты атласа.

    Нанесение на контурную карту границ территорий древних государств.

    3. Древнейшие государства Месопотамии.

    - местоположение, природа, климат;

    - Вавилон, Ассирия, Шумер: города Эдема (культура, быт, нравы, религии);

    - современные государства Двуречья.

    Практическая работа:

    Нанесение на контурную карту границ современных государств в Двуречье.

    Анализ карты атласа.

    4. Древняя Индия: страна чудес.

    - природные условия, климат, занятия населения;

    - религия, культура, легенды, сказания, касты;

    - контраст социального положения населения современной Индии.

    Практическая работа:

    Нанесение на контурную карту границ современной Индии.

    Анализ карты атласа.

     5. Удивительные Эгейские царства.

    - природные условия, население;

    - древнейшие государства: Крит, Микены, Троя (быт, культура, управление);

    - современная Греция.

    Практическая работа:

    Нанесение на контурную карту границ современной Греции.

    Анализ карты атласа.

    6. Ацтеки: империя крови и величия.

    Затерянный мир Майя.

    - природа, население, современные территории;

    - культура, история зарождения цивилизации.

    Практическая работа:

    Анализ карты атласа.

    Обозначение на контурной карте современных границ.

    7. Инки: владыки золота и славы.

    - природа, климат, современные территории;

    - культура, история зарождения цивилизации.

    Практическая работа:

    Анализ карты атласа.

    Нанесение на контурную карту современных границ.

    8. Рим: эхо имперской славы.

    - природа, климат;

    - культура, быт, управление империей, важнейшие завоевания;

    - современная Италия.

    Практическая работа:

    Нанесение на контурную карту границ современной Италии.

    Анализ карты атласа.

    9. От древних цивилизаций к современности (итоговое занятие).

    - обобщение и контроль результатов изучения основных тем курса;

    - защита рефератов учащихся.

    Практическая работа:

    Обозначение в контурной карте географических объектов основных тем курсов.

    Подготовка рефератов с использованием дополнительной литературы.

    Защита рефератов.

     Требования к результатам изучения курса:

    По итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умений:

    • объяснять смысл терминов “до н.э.”, “н.э.”.
    • называть имена: наиболее известных правителей, основателей мировых религий, памятники культуры Древнего мира.
    • показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
    • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
    • составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
    • называть характерные, существенные черты:
    1. политического строя в государствах древности.
    2. положение основных групп населения в древневосточных и античных обществах.
    3. религиозных верованиях людей в Древнем мире.
    • объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.
    • называть : основные географические объекты литосферы , атмосферы, гидросферы основные расы, народы, языки, религии; основные страны мира; пространственное размещение основных   географических объектов, процессов и явлений
    • определять : характеристику территории из разных источников;источники географической информации для решения конкретных задач.
    • описывать : географические объекты, явления, процессы.
    • объяснять : особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных стран мира.

    зональную и азональную дифференциацию природы земли.

     Список литературы

    1. Сиротин В.И., Сиротин И.В. Школьная география в вопросах и ответах / пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М., 2001. - 159с.

    2. Берлянт А.М, Душина И.В. Физическая география / Справочные материалы. - М., 1995. – 288с.

    3. Стогова Л.Л. География путешествий и открытий на земле. – СПб., 1999. – 120с.

    4. Чекулаева О.М. Я познаю мир. Города мира. - М., 2003. – 478с.

    5. Маркин В.А.Я познаю мир. География. - М., 1998. – 560с.

    6.Емельянов А.С.300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль, 1997. – 222с.

    7. Энциклопедия для детей: Т.3 (география). – Сост. С.Т.Исмаилова. – М., 1994. – 640с.

    8. Энциклопедия. “География”/ пер. с англ. И.И.Викторовой, М., 1997. – 128с.

    9. Краткая географическая энциклопедия: Т.3/ под ред. А.А.Григорьева. - М., 1962. – 580с.

    10. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ Баринова И.И., Горбанёв В.А., Душина И.В. и др. – 2-е изд. – М., 1999. – 560с.

    11. Батурина Ю.В.По странам и материкам. – М., 2001, 2001. – 159с.

    12. География: географические названия./ Авт.-сост. Мирутенко М.В. – М., 2000. – 286с.

    13. Ацтеки: Империя крови и величия./ Пер. с англ. О.Перфильева. – М., 1997. – 168с.

    14. Снисаренко М.А. Курс – море мрака. - М., 1982. – 159с.

    15. Андреевская Т.П.Быт и нравы народов древних цивилизаций: книга для чтения к курсу истории Древнего мира. – СПб, 2003. – 184с.

    16. Хрестоматия по истории Древнего мира/ под ред. Струве В.В.) – М., 1953. – 275с.

    17. Рогов А.Д., Линко Г.М.Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира (пособие для учителей). М., 1961. – 255с.

    18. Эльфонд И.Я.Краткий справочник по всеобщей истории. - М., 2002. – 720с.

    19. В поисках Эльдорадо./ Пер. с англ. И.Ляхович – М., 1997. – 168с.

    20. Инки: владыки золота и наследники славы./ Пер. с англ. Л.Каневского. М., 1997. – 168с.

    21. Рим: эхо имперской славы./ Пер. с англ. Т.Азаркович., М., 1997 – 168с.

    22. Саплина Е.В. Ляпустин Б.С. История древнего мира.-М., 2001 г.

    23. Колпаков С.В. История древнего мира.- М.,- 2001г.

    24. Ванькова А.Б. История древнего мира. – М., ЦГО,2001г.

    25. Пономарева Г.М. История цивилизаций мира.- М., 2001г.

    26. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен.- М.,2001г.


    Третьякова Ирина Николаевна, учитель географии


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6476
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.