В современной школе достаточно широко ставится и решается задача творчества учащихся. Творчества как воплощения индивидуальности, самовыражения личности через свое собственное неповторимое отношение к миру окружающей действительности. Несомненно, что каждый ребенок имеет задатки к творчеству, но только у окружающих разное к этому отношение. Считать, что эти задатки проявятся рано или поздно сами собой, не мешать ребенку, было бы с моей стороны проявлением равнодушия и позиции стороннего непричастного к судьбе наблюдателя. Ведь совершенно очевидно, что не всякий человек может проложить дорогу к созиданию, раскрыть заложенный от природы талант, развить свои способности, тем более ребенок. Хотя есть случаи таких раскрытий, и детей, и взрослых, но наверняка любой из "раскрывшихся поздно” талантов считает, что если бы это произошло раньше, в детском возрасте, то он смог бы не просто большему научиться, а больше сделать для окружающих людей, для искусства.
В дошкольном возрасте творчество ребенка – это свобода: свобода художественного слова, воспринимаемого как устное народное творчество, свобода в изобразительной деятельности.
Школьный период творчества несет некие ограничения этой свободы – определенные условия, рамки урока.
Важнейший момент – осознание ребенком своего творчества, рефлексии, через что он понимает его значимость. Важность этого момента заключается в дальнейшем выборе пути решения данной проблемы. Пути два: лучше меньше да лучше или от души, но без соблюдения правил и грамотности.
Именно этот момент можно считать "переломным” в переходе от дошкольного творчества к школьному. Именно здесь любой педагог, учитель, воспитатель должен понимать – в основе настоящего творчества лежит знание техники работы или технический навык. Возьмите обучение каллиграфии – всегда показывается некий идеальный образец и все дети более или менее похоже рисуют одни и те же крючки, палочки, закругления. Но почерк, тем не менее, у всех получается разный, и если бы не существовало основы определенного написания букв, цифр, то наверняка никто бы никогда не понял и не прочитал, то, что пишет другой. Почему же в изобразительном искусстве все должно быть иначе? Учитель должен и обязан делать "показы”, чтобы ребенок овладел не только техникой работы любым доступным материалом, но и элементарно знал, как можно рисовать кистью, карандашом; как получается тонкая линия, как широкая. Ясно, что эти "показы” может, как и в обучении каллиграфии, делать не сам учитель, а прибегать к помощи продвинутых учащихся, создавать эвристические ситуации, но это уже тонкости методики. Главное мое убеждение – необходимость обучения элементарным основам техники. Без нее трудно воплотить творческую идею в жизнь именно так, как она представляется в воображении, мало того, от этого напрямую зависит и вдохновение, дающее эти идеи – удача всегда окрыляет и зовет на новые подвиги! А сколько в практике примеров, когда в работе ученика есть идея, но отсутствие технического навыка приводит к разочарованию в ее неточном и неумелом воплощении.