mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    11
    янв
    Цветковые растения
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Игровой урок "Счастливый случай"
    Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе - все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее, без специальных усилий усваиваются новые.
    Цели урока:

    • обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Цветковые растения”, их многообразие в природе;
    • роль цветковых растений в природе, жизни человека, охрана цветковых растений;
    • привитие интереса к предмету биология.

    Оборудование урока: рулетка с помощью, которой выбираются вопросы, таблицы, рисунки, фотографии цветковых растений, письма “Растения просят у нас защиты”.

    Плакаты:

    “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

    Г. Х. Андерсен.

    “Давай пройдемся медленно по лугу и здравствуй, скажем, каждому цветку
    Я должен над цветами наклонится не для того, чтоб рвать или срезать,
    Чтобы увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать”.

    Самед Вургун.

    Викторина состоит из шести геймов. Формируются две команды по 5-6 человек. Три эксперта – дают оценку ответам и вопросам команд. Два статиста подсчитывают количество баллов и обеспечивают информацию на доске.

    Перед уроком команды получают домашнее задание:

    1. Приготовить загадки о цветковых растениях,
    2. Защитить семейство по следующим номинациям: строение цветка, его формула и диаграмма, соцветие и плоды, вегетативные органы, значение в природе и жизни человека.
    3. Приготовить рекламную паузу, где говорится о цветковых растениях.
    4. Написать письмо от имени растения к человеку о помощи. “Растения просят у нас защиты”.

    Учитель: Мы с вами закончили тему “Цветковые растения” и сегодня на обобщающем уроке мы проверяем те знания, которые вы получили во время уроков и в свободное время, работая с дополнительной литературой. Красивые цветы всегда привлекают внимание людей и их рвут, наверное, поэтому многие из них занесены на страницы Красной книги.

    Есть просто храм, есть храм науки,
    А есть еще природы храм - с лесами, тянущими руки
    Навстречу солнцу и ветрам,
    Он свят в любое время суток.
    Открыт для нас в жару и стынь.
    Входи сюда, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй его святынь.

    Сергей Смирнов.

    Ведущий: Итак мы начинаем наш конкурс. Будьте внимательны и правильно отвечайте на поставленные вопросы.

    1 гейм. Защити семейство.

    На игровом поле лежат разноцветные карточки, на обратной стороне которых написаны названия семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, лилейные, злаковые и “Счастливый случай”. Команды при помощи рулетки выбирают семейство, если выпадает “Счастливый случай” – команда сама выбирает семейство для защиты. Время на подготовку одна минута. Защита семейства по номинациям: строение цветка, его формула и диаграмма, соцветие и плоды, вегетативные органы, значение растений в природе и жизни человека.

    2 гейм. Видеогейм.

    На доске рисунки растений: пастушья сумка, лилии, земляника, крапива, облепиха, чистотел. Ведущий зачитывает небольшой отрывок, нужно по описанию узнать о каком растении идет речь

    1. Цветы имеют четыре лепестка расположенных крест на крест. Это растение принадлежит к семейству крестоцветные. В то время, как наверху у него распускаются цветочки, начиная с апреля и до осени, а снизу стручочки похожие на сумочки. Это растение злостный сорняк посевов, но может быть использовано, как лекарственное растение. Отвар или свежие листья хорошо останавливают кровь. Крупные листья можно использовать в пищу, это хорошее средство от цинги. (Пастушья сумка).

    2. Эти прекрасные цветы произошли от пролитых капель молока. Мать богов

    Юнона вздумала покормить оставленного под кустом Геркулеса, малыш с такой силой впился в грудь, что Юнона почувствовав боль оттолкнула малыша, а молоко брызнуло растеклось по небу дав начало Млечному пути и несколько капель упало на землю и превратились в цветы. Какие это цветы? (Лилии).

    3. Это растение можно встретить на опушках и лесных полянах. В мае – июне  среди густой зелени травы, словно хлопья снега, сверкают белизной его цветы. Сидят они на длинных цветоножках. Пройдет всего месяц и поплывет над полянами приятный аромат. Теперь еже среди зеленой травы, словно драгоценные камни, рассыпаны ароматные ягоды. О каком растении, идет речь? (Земляника)

    4. Растение с золотисто-желтыми цветами часто встречаются в огородах, дворах. В народе его называют бородавочником. Если поранить растение, из растения вытекает ярко-оранжевый сок. Латинское название растения хелидониум происходит от греческого слова “хелидон” – ласточка. В старину верили, что ласточки собирают млечный сок растения, чтобы возвратить зрение слепым от рождения птенцам. Как называется - это растение? (Чистотел).

    5.Северный ананас – красивое название, неправда ли, это скромный кустарник. Название точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Еще в древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они прибавляли в весе, шерсть их становилась шелковистой, красивой. Позже человек внимательно присмотрелся к этому растению и оценил его лечебные свойства. Как называется - это растение? (Облепиха).

    6. Кто придумал шприц? Это пытливый ум человека, благодаря растению. Растение это имеет жгучие волоски, похожие на крохотные бутылочки. Стенки волосков очень хрупкие. Чуть их задел – верхушки обламываются и острые края вонзаются в кожу как шприцы. А в шприцах жгучее вещество. От таких уколов долго чешется кожа. Что это - за растение? (Крапива).

    3 гейм. Аукцион загадок.

    Команды готовили домашнее задание, загадки о цветковых растениях. Команды по очереди задают загадки. Эксперты выявляют самые интересные загадки.

    Загадки первой команды:

    1. Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слез доведу. (Лук)
    2. Мне зеленый кипяток ноги голые обжег.
      У заборов он бывает, никогда не остывает. (Крапива)
    3. Клейкие почки, зеленые листочки.
      С белой корой стоит под горой. (Береза).
    4. Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).
    5. Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
      Голова у них внутри, борода, снаружи. (Кукуруза)

    Загадки второй команды:

    1. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
    2. Цветок – крылатка, а плод – лопатка
      Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (Горох).
    3. Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
    4. Стоит он задумчивый в желтом венце,
      Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух).
    5. На кусту бадейка, а в ней сидит злодейка. (Белена)

    4 гейм Заморочки из мешочка.

    (В мешочке находятся бочонки от лото с номерами, команды по очереди вытягивают бочонки. Ведущий зачитывает заморочки)

    1. Родовое название этого растения “центуаре” произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. Назовите, русское название этого растения? (Василек)
    2. Какое растение, было на родине сорняком, в Европе садовым цветком, а у нас стало масличным растением? (Подсолнечник)
    3. Часто это растение называют “зеленой коровой”, так как из его семян делают масло, молоко, простоквашу, сыр, а также заменители какао и шоколада. А вы знаете это растение? (Соя)
    4. Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: “Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов”. (Рис).
    5. … и вдруг видит он, на пригорке зеленом, цветок, цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать… О каком цветке идет речь? (“Аленький цветочек” Аксаков)
    6. Почти все злаковые растения - травы. Но и среди них встречаются такие, у которых стебель одревесневает так, что достигает твердости, и благодаря высокому росту эти травы можно принять за деревья, тем более они часто образуют целые рощи. Как называется этот злак? (Бамбук).
    7. Девочке очень понравился цветок в виде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и голубой. О каком цветке идет речь? (Цветик-семицветик В. Катаев).
    8. Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке. Что это за растение? (Шиповник)
    9. Соколиный Глаз вздрогнул и с опаской огляделся вокруг. Потом опустился на колено, потрогал рукой неприметное растение, выросшее прямо на тропе. “След бледнолицего”. Как по другому называется это растение? (Подорожник).
    10. Кто не знает замечательный садовый цветок анютины глазки. История его культивирования не так уж велика – всего около полутора сотен лет. Хотя за это время выведено множество сортов. А какому дикому цветку, анютины глазки являются родней? (Фиалке).

    5 гейм. Рекламная пауза.

    Команды готовили домашнее задание. Приготовить рекламную паузу, где говорится о цветковых растениях, овощах, фруктах или ягодах.

    6 гейм. Интеллектуальный марафон.

    Командам предлагаются вопросы. Какая команда в течение одной минуты ответит на большее количество вопросов, та выигрывает.

    Вопросы первой команде:

    1. Какое растение называют царица цветов? (Роза)
    2. Из семян какого растения получают пшенную крупу? (Просо)
    3. Какая корневая система у двудольных растений? (Стержневая)
    4. Какое растение – называют “дитя солнца” (Подсолнух)
    5. Какой плод у пшеницы? (Зерновка)
    6. Какая ягода может служить компасом? (Земляника)
    7. Из семян какого растения получают перловую крупу? (Ячмень)
    8. Какое жилкование листьев, у однодольных растений? (Параллельное)
    9. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцис)
    10. Как называется Богиня цветов? (Флора)
    11. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)
    12. Какие цветы очень любит крупнорогатый скот? (Клевер)
    13. Какой орган растения употребляют в пищу у лука? (Листья и видоизмененный побег).
    14. За ботву, как за веревку, можно вытянуть … (Морковку)
    15. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (Картошка)
    16. Какой овощ на золотом блюде приносили Богу Аполлону? (Редис)
    17. Какое огородное растение, носит название главного героя кукольного театра? (Петрушка).
    18. О каком цветке не мог забыть странник, побывавший на многих планетах и даже на Земле? (Роза. “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпеои)

    Вопросы второй команде:

    1. Какое растение называют сибирским “ананасом”? (Облепиха)
    2. Из семян какого растения получают крупу геркулес? (Овес)
    3. Какая корневая система у однодольных растений? (Мочковатая)
    4. Цветок какого растения цветет всего один день? (Лен)
    5. Какой плод у черемухи? (Костянка)
    6. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
    7. Из семян какого растения получают манную крупу? (Пшеница)
    8. Какое жилкование листьев у двудольных растений? (Сетчатое)
    9. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
    10. Как называется наука о растениях? (Ботаника)
    11. Какой необыкновенный цветок описал Аксаков? (Аленький цветочек)
    12. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду? (Колокольчик)
    13. Какой орган растения употребляют в пищу у картофеля? (Видоизмененный побег – клубень)
    14. Разве в огороде пусто, если там растет … (Капуста).
    15. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставит … (Лук).
    16. Какой овощ больше всего любил Наполеон? (Фасоль).
    17. Какое растение сеяли мужик и медведь. Мужик взял корешки, а медведь - вершки? (Репу).
    18. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).

    Итог урока: Статисты и эксперты объявляют результаты игры. По итогам игры можно выявить “Самый активный”, “Самый любознательный”,

    “Самый наблюдательный” ( Приготовить грамоты и вручить их на уроке детям).

    Пока подводятся итоги, можно зачитать отрывки из писем “Растения просят у нас о помощи”.

    Литература:

    1. Биология в вопросах и ответах.
    2. Москва. Мирос- “Международные отношения”1993 г.

    3. М. А. Кузнецова А. С. Резникова “Сказания о лекарственных растениях”
    4. Москва “Высшая школа” 1992г.

    5. В. С. Моложавенко “Тайна красоты”
    6. Москва издательство “Педагогика –пресс”1993 г.

    7. В. В. Петров “Лесные тайны”
    8. Москва “Лесная промышленность” 1989 г.

    9. В. Рохлов, А. Теремов “Занимательная ботаника”
      Москва “АСТ – ПРЕСС” 1998 г.
    10. Д. И. Трайтак “Сборник задач и упражнений по биологии”
      Москва “Мнемозина” 1998 г.

    Шумова Любовь Петровна, учитель биологии


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 12701
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.