mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    05
    сен
    Пишите письма
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок по риторике

    Целью данного урока является научить ребят писать письма, учитывая цель и адресат, познакомить с историей и разновидностью писем.


    Цели занятия:

    • Образовательные:
      • научить ребят писать письма, знать их разновидности;
      • познакомить с историей письма.
    • Развивающая: развитие речи учащихся.
    • Воспитательная: воспитание нравственности, чувства патриотизма.

    Принципы обучения:

    • Общедидактические:
      • принцип наглядности;
      • принцип “от абстрактного к конкретному”.
    • Общеметодические:
      • принцип внутриуровневый;
      • теоретико-практический материал.
    • Частнометодический: принцип развития языка (чтение наизусть).

    Средства обучения:

    • раздаточный материал;
    • схема-опора.

    Оборудование:

    • иллюстрации;
    • магнитофонная запись;
    • книжная выставка;
    • карточки для групп;
    • опорная схема.

    Модель урока:

    1. Релаксация (1 мин.).
    2. Постановка проблемы. Целеполагание (1 мин.).
    3. Словарная работа (5 мин.).
    4. Чтение афоризма (1 мин.).
    5. Историческая справка о письме, (индивидуальные сообщения учащиеся) (6 мин.).
    6. Работа с опорной схемой (4 мин.).
    7. Минута для здоровья (1 мин.).
    8. Групповая работа (Чтение разных видов писем) (5 мин.).
    9. Слово учителя о годах Великой Отечественной войны. Обращение к письмам военных лет (6 мин.).
    10. Чтение наизусть стихотворений о войне. (10 мин.).
    11. Минута молчания (1 мин.).
    12. Советы риторика (2 мин.).
    13. Обращение к выставке (1 мин.).
    14. Общий итог занятия. Вручение “благодарственных” писем учащиеся за активную работу (3 мин.).
    15. Домашнее задание. Написать рекомендательное письмо учителю (1 мин.).

    Подготовка к занятию (индивидуальные задания ):

    • оформление выставки иллюстраций об истории письма;
    • выяснить значения слов: афоризм, корреспондент, адресат, каллиграфия, графика, посткриптум, эпистола;
    • подготовить историческую справку об истории письма.

    Оформление доски:

    1. Тема урока.
    2. Проблема: “Культура письма-культура человека?”.
    3. Афоризм К. Паустовского: “Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова.”.
    4. Схема-опора.
    5. Новые слова для работы по данной теме.
    6. Иллюстрации.
    7. Советы Риторика.

    Схема-опора

     ХОД УРОКА

    I. Релаксация

    Цель: расслабление мышечного тонуса.

    Улыбнемся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.

    Я в школе на уроке.
    Сейчас я начну учиться.
    Я радуюсь этому.
    (Пауза)
    Внимание мое растет.
    Память моя крепка.
    Голова моя мыслит ясно.
    (Пауза)
    Я хочу учиться.
    Я готов работать.
    Я работаю.

    II. Постановка проблемы. Целеполагание

    Учитель: Уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня тема нашего занятия “Пишите письма!”. Перед нами стоит проблема: “Культура письма это культура человека?”. (Запись в тетрадь.) А цели наши с вами узнать историю письма, познакомиться с разновидностями писем, а при написании учитывать все цели, научиться писать содержательные и интересные послания.

    III. Словарная работа

    Учитель: На доске записаны слова, расставлены ударения. Давайте, запишем эти слова и узнаем значения.

    (Запись в тетрадь, учащиеся объясняют значения.)

    • Афоризм (гр.) – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль.
    • Корреспондент – человек, ведущий переписку.
    • Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
    • Постскриптум (лат.) – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.
    • Адресат – тот, кому адресовано письмо.
    • Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.
    • Графика – начертания письменных или печатных знаков, букв.

    IV. Чтение афоризма вслух

    Учитель: Какие выводы можно сделать из мудрых мыслей писателя К. Паустовского?

    Учащиеся: Надо много писать, искать выразительные и нужные слова, представлять того, кому пишешь.

    V. Историческая справка

    Четыре человека выступают с мини-докладами:

    • История первых писем
    • История Эпохи классического письма.
    • Содержание раздела “О письмах”.
    • Эпоха электронного письма.

    VI. Работа со схемой-опорой

    На задней части доски выделена структура письма. Запись в тетрадь.

    Учитель: Итак, обратим внимание на части, из которых состоит любой вид письма.

    1. Приветствие.
    2. Вступление.
    3. Основная часть.
    4. Заключение.
    5. Подпись, дата.

    VII. Минута для здоровья:

    Учитель: Ребята, выпрямите спинку, сделайте глубокий вдох, теперь выдох, подумайте о чем-то приятном.

    VIII. Групповая работа.

    Каждой группе розданы разные виды писем.

    Задание: прочитать и ответить на вопросы:

    • Кому адресовано?
    • Соблюдена ли структура?
    • Передать содержание письма?
    • Определить вид письма?

    IX. Обращение к письмам военных лет

    Учитель: А знаете ли вы, ребята, что еще было особое время. Когда писем ждали, некоторые письма боялись читать. Эти письма особые. О чем это я?

    Учащиеся: Это – письма фронтовые.

    Учитель:

    Война – жесточе нету слова,
    Война – печальней нету слова…

    – Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…

    Учитель показывает примеры таких писем. Зачитываются тексты писем, стихотворения о Великой Отечественной войне.

    Учитель: Сколько стихов и песен сложено в эту пору. “Я вернусь” – этими словами часто завершались послания к родным. Известное стихотворение К. Симонова стало молитвой к любимым.

    Чтение стихотворения.

    Учитель: 16 “домашних строк” из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку.

    Прослушивание песни “В землянке”.

    Учитель: Известное стихотворение Е. Благининой “Папе на фронт” передает состояние таких же детей, как и вы.

    Чтение стихотворения.

    X. Минута молчания

    Учитель: Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте, почтим минутой молчания. Пока мы помним с вами наших отцов и матерей, значит, есть у всех сердце. Может, стоит ответить на поставленный вопрос и сменить знак?

    Учащиеся отвечают: “Да”. Знак вопроса в проблеме заменяет учитель на восклицательный.

    XI. Советы Риторика

    Учитель: Наша страна вступила уже в эпоху электронного письма, но афоризм К.Паустовского не устарел. Что же нам советует Риторик.

    Один из учащиеся зачитывает советы.

    XII. Обращение к выставке

    Список книг:

    1. А. Чехов “Ванька”.
    2. Д. Лихачев “Письма о прекрасном”.
    3. М. Горький “Письма сыну”.
    4. А. Сухомлинский “письма сыну”.

    XIII. Общий итог занятия

    Вручение “Благодарственных писем” учащимся за активную работу.

    XIV. Домашнее задание

    Учитель: Ребята, вам приятно было бы получить письмо? Мне тоже хотелось бы от каждой группы получить рекомендательное письмо.


    Абдулаева Наталья Викторовна



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5862
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.