Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Урок риторики
Урок риторики показывает, какую роль играют письма в жизни людей.
Цели:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- История жизни людей насчитывает много-много тысячелетий. Люди научились добывать себе пищу, строить жилища, сопротивляться злым силам природы, создали науку и искусство. Всегда и во всем людям помогал язык, который они использовали в разговоре друг с другом. Но порой приходилось отправляться в далекий путь… Или два поселения разделяло большое расстояние…
3. Постановка проблемы.
* Как послать весть другу?
* Как сообщить о важном деле?
- Тема нашего урока: “Напиши мне письмо…”
Вы знаете какое большое значение в жизни людей имеют письма. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость.
(О том, как учатся или живут, о домашних событиях, о любимом коте или собачке).
К письмам прикладывают рисунки, небольшие поделки. С возрастом круг адресатов расширяется, появляется необходимость написать в газету или журнал, сверстникам.
- Давайте посмотрим, кому и для какой цели пишут письма.
1.
Дорогие мои, дети,
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище,
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним,
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья, ваш Тувим.
(Это письмо – просьба, в котором поэт Тувим просит детей соблюдать правила гигиены.)
2.
Дорогая моя внучка!
С днем рождения!
Очень часто думаю о тебе.
Расти веселой, здоровой, упорной в учении и в труде.
Любящая тебя бабушка Галя.
(Это письмо-поздравление, в котором бабушка поздравляет свою внучку с днем рождения и желает расти веселой, здоровой и т.д.)
3. Здравствуйте, дорогие мои мамочка и папочка! Пишу вам из спортивного лагеря. Мне здесь очень нравится. Но я уже успела соскучиться по дому. Приезжайте ко мне. Целую вас крепко. Надюша.
(Письмо родителям. В нем Надюша сообщает о том, что ей в спортивном лагере нравится, но она скучает и просит маму и папу приезжать к ней. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживания девочки.)
- Итак, мы можем сделать вывод о том, что письма бывают разные.
Поздравительное.
Родным и близким.
Письмо в газету.
Письма-пожелания.
Родным и близким.
Друзьям.
Чиновникам (в государственные учреждения)
- Между тем, кто пишет письмо, т.е. отправителем, и получателем соблюдается выработанный веками порядок. Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. И это правильно, потому что письмо от этого стало более интересным. Корней Иванович Чуковский любил писать “разноцветными строчками”. Для этого он брал цветные фломастеры и особо важные места писал ими.
(Таблица “Схема текста письма”.
Читаем текст письма, расположенный в правом столбике. В ходе беседы убеждаемся в том, что письмо – это текст. В этом тексте говорится о жизни Ксюши в спортивном лагере. В нем все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.)
Схема текста письма | Письмо |
Обращение.
Начальная фраза о состоянии Переписки. Основное содержание письма, сообщение о новостях. Вопросы адресату (родителям) Благодарность. Просьбы. Приветы. Прощание. Подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу). |
Дорогие мама и папа!
Получила ваше письмо. Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, загораем, купаемся, ездим на экскурсии. Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости? Спасибо за то, что положили мне теплые вещи. Прошу вас пишите чаще. Передайте большой привет бабушке и дедушке. До свидания. Ваша дочь Ксения. 25 июня 2007г. Симферополь. |
Письмо, как и любой другой текст имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.
Но вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями.
Что включает в себя начало?
(Обращение… Предложение, в котором говорится о состоянии переписки)
О чем говорится в основной части письма?
(Ксения пишет о себе, о своей жизни в спортивном лагере. Это то, что интересует ее родителей.)
Как завершается письмо?
(Концовка содержит много элементов: вопросы родителям, благодарность, просьбу писать письма, приветы, подпись и дату. Конечно, не в каждом письме есть эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Нередко письмо начинается с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе.)
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.
Здравствуй, бабушка!
Мы живем хорошо. Не волнуйся , с нами все в порядке. Мы купили с мамой три аквариумные рыбки. В воскресенье ездили в лес с соседями за грибами и ягодами. Я нашла три подосиновика и шесть груздей.
До свидания.
Арина.
- Письмо Арины начинается с обращения к бабушке. Какое обращение было бы бабушке более приятным? (“Дорогая бабушка!”, “Здравствуй, дорогая бабуля!”). Обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке радость.
- О чем можно было написать в начале письма? (Например, “Я давно тебе не писала”, “Мы получили твое письмо…”и т.д.)
- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись)
- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить свою любовь или доброе отношение к бабушке? (Конечно, можно. Например, “До свидания, моя дорогая бабуля!”, “Целую и обнимаю тебя”, “Твоя внучка Арина, которая тебя очень любит”и т.д.)
4. Итог урока.
Бабушкина Наталья Николаевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 8 с углубленным изучением английского языка, г. Мончегорск, Мурманская обл.
,