mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    10
    дек
    Мы вместе
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Социально-педагогическая программа

    В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

    Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Мы вместе”, разработанная в МОУ “СОШ №5 с углубленным изучением математики” в 2001 году. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.


    Цель программы:

    • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.

    Задачи программы:

    • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
    • развитие социального интеллекта;
    • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
    • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
    • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
    • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

    Функции программы:

    • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
    • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
    • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
    • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
    • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

    Ожидаемые результаты:

    • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
    • предупреждение стрессовых состояний;
    • практическое использование навыков конструктивного общения;
    • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

    Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

    Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

    1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

    Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

    2) Навыки позитивного общения.

    Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

    3) Навыки самооценки и понимания других.

    Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

    4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

    Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

    5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

    6) Навыки продуктивного взаимодействия.

    Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

    7) Навыки самостоятельного принятия решений.

    Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

    8) Навыки решения проблемных ситуаций.

    Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

    9) Навыки работы с информацией.

    Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

    10) Навыки творчества.

    Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

    В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

    В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

     Учебно-тематический план программы:

    Класс Раздел, количество занятий, контроль Темы Кол-во часов
    1 класс Игры веселых гномиков 10 занятий,

    Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

    1.Знакомство.

    1

    2.Когда всем весело, а одному грустно. 1
    3.В магазине игрушек. 1
    4.Цирк. 1
    5.Мы вместе. 1
    6.Настроение. 1
    7.Язык жестов. 1
    8.Мимика. 1
    9.Воображение. 1
    10.Обобщающее занятие. 1
    11.Хорошо учиться в школе. СПИ 1
    2 класс Путешествие в мир общения.

    10 занятий,

    Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

    1.Знакомство. 1
    2.Учимся работать дружно. 1
    3.Как понимать друг друга без слов. 1
    4.Доброе слово и кошке приятно. 1
    5.Мое настроение. 1
    6.Милосердие. 1
    7.Доверие. 1
    8.Групповая сплоченность. 1
    9.Мы поссоримся и помиримся… 1
    10.Чему мы научились и что узнали? 1
    11. Азбука вежливости. СПИ 1
    3-4 класс Ваши права.

    14 занятий,

    2 игры. (16 занятий).

    1. Вводное занятие. Правила работы. 1
    2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. 1
    3. Изучение 1-4 статей КПР. 1
    4. Изучение 5-8 статей КПР. 1
    5. Изучение 9-12 статей КПР. 1
    6. Изучение 13 –16 статей КПР. 1
    7. Изучение 17-20 статей КПР. 1
    8. Изучение 21-24 статей КПР. 1
    9. Изучение 25-27 статей КПР. 1
    10. Изучение 28-30 статей КПР. 1
    11. Устав школы и правила поведения учащихся школы. 1
    12. Что такое нарушение закона? 1
    13. Обзор статей КПР. 1
    14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?” 1
    15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие. 1
    16. Заключение. Итоговая диагностика. 1
    5-8 класс

     

    5 класс

    Развитие социального интеллекта.

    Мы живем среди людей

    10 занятий,

    2 социально-педагогические игры. (12 занятий).

     

     

     

     

    1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности. 1
    2. Жизнь. 1
    3. Смерть 1
    4. Бабушки и дедушки. 1
    5. Соседи. 1
    6. Одноклассники и одноклассники. 1
    7.Больные. 1
    8. Инвалиды. 1
    9. В мире денег. 1
    10.Заключительное занятие. 1
    11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ

    12. “Один день без мамы”

    1. Нравственные ценности.

    1

    1

    1

    6 класс Социализация подростков.

    10 занятий,

    1 социально-педагогическая игра. (11 занятий).

    2. Понимание как залог эффективного общения. 1
    3.Конфликт и способ его разрешения. 1
    4. Роль телевидения в нашей жизни. 1
    5.Кто изобрел радио? 1
    6.Волшебный мир театра… 1
    7. Мы идем в магазин. 1
    8. Компьютерные игры: за или против? 1
    9.Умение противостоять группе. 1
    10. Обязанности по дому, итоги. 1
    11. “Дом, который строим мы”. СПИ 1
    7 класс Развитие социального интеллекта.

    8 занятий,

    1социально-педагогическая игра.

    1 спортивная игра.

    (10 занятий).

    1.Первая медицинская помощь. 1
    2. ПМС при травмах. 1
    3.ПМС при ожогах. 1
    4.ПМС при обморожениях. 1
    5. Стресс, способы преодоления стресса. 1
    6.Правила дорожного движения. 1
    7.Наш флаг - наша гордость. 1
    8. История герба и гимна. 1
    9. Игра “Красный Крест: история и современность”. 1
    10. “Вело шоу”. Спортивная игра 1
    8 класс Полезные и вредные привычки.

    9 занятий,

    1 социально-педагогическая игра.

    (10 часов).

    1. Полезные и вредные привычки в жизни человека. 1
    2.Подросток и сигарета. 1
    3. Губительный зеленый змий. 1
    4. Мы скажем нет наркотикам. 1
    5.Режим дня школьника. 1
    6. В здоровом теле здоровый дух. 1
    7. В мире увлечений. 1
    8.Правила дорожного движения. 1
    9.Наш дом. 1
    10. “Дайджест шоу”. СПИ 1
    9 класс Личность. Семья. Общество.

    9 занятий,

    1 социально-педагогическая игра. (10 часов).

    1.Кто я?

    2.Личность в обществе.

    1

    1

    3.Представление о семье. 1
    4.Семья в современном обществе. 1
    5. Выбор профессии - это важно. 1
    6.Психология общения. 1
    7.Жизненные ценности и приоритеты. 1
    8.Проявления дружбы и любви. 1
    9.Взаимоотношения родителей и детей. 1
    10. “На пороге взрослой жизни”. СПИ 1
    10—11 класс “Жить в мире с собой и другими”.

    10 занятий,

    1социально-педагогическая игра. (11 часов).

    1.Толерантность - что это?

    2.Толерантность - что это?

    2
    3.Толерантная личность. 1
    4. Я и группа. 1
    5. Толерантность к себе и другим. Самопознание. 1
    6.Толерантное общество. 1
    7.Толерантность к другим.

    8.Толерантность к другим.

    2
    9.Границы толерантности. 1
    10.Терпимость в семье. 1
    11. “Главная ценность в жизни - семья" 1
    1-11 класс 9 разделов

    (102 час).

    1 класс “Игры веселых гномиков”

    2 класс “Путешествие в мир общения”

    3-4 класс “Ваши права”

    5 класс “Мы живем среди людей”

    6 класс “Социализация подростков”

    7 класс “Развитие социального интеллекта”

    8 класс “Полезные и вредные привычки”

    9 класс “ Личность. Семья. Общество”.

    10-11 класс “Жить в мире с собой и другими”

    11

    11

    16

    12

    11

    10

    10

    10

    11

    102 час

    Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.

    Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

    Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

    Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”

    Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.

    Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.

    Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.

    Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.

    При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

    Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.

    С учетом санитарно- гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия –35 минут, 3-4 классах- 40 минут, в 5-11 –45 минут.

    Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации через М. Power Point, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.

    Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей (“Первая медицинская помощь”).

    Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.

    Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.


    Андрианова Людмила Валентиновна, социальный педагог
    МОУ "СОШ № 5 с углубленным изучением математики" г. Северодвинск, Архангельской обл.


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4983
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.