mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    12
    мая
    Сказочная тайна маленького Моцарта
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Интегрированный урок литературы и музыки

    Опора на принципы взаимодействия и интеграции внутри художественного цикла позволила нам объединить уроки чтения и музыки. Интеграция помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподносить содержание данных дисциплин.


    (по произведению Г.Цыферова “Тайна запечного сверчка”).

    Задачи урока:

    1. Создать ситуацию “вхождения в эпоху Моцарта”;

    2. Раскрыть образ маленького Моцарта на фоне Зальцбурга и Вены;

    3. Учить слушать и понимать музыку, определять чувства автора, отраженные в ней, и эмоционально откликаться на характер музыки;

    4. Показать связь вымысла и реальности в сказке Г.Цыферова.

    Ход урока.

    (дети входят в зал под музыку).

    Слова и звуки… Звуки и слова,

    В них жизни, полной жизни выраженье,

    Все, что вмещает сердце, голова

    И человека грудь, - все проявленья.

    Какая власть сравнится с властью их?

    Друг с другом мы через слова и звуки

    Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

    Любовь, вражду – все облекаем в них.

    В них мудрости и красоты венец,

    В словах и звуках вечный ключ сердец!

    Как вы думаете, почему в начале урока прозвучали именно эти поэтические строки? (Название раздела “Наполним музыкой сердца”). Как вы это понимаете?

    Встреча с музыкой, поэзией, красотой - это всегда праздник. Почему люди пишут стихи, книги, картины, лепят скульптуры?

    Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.

    Закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку (звучит фрагмент из цикла “Пер Гюнт” Э. Грига).

    Что вы себе представили? Какие чувства испытали, слушая эту музыку? (душа отдыхает, музыка успокаивает).

    Кто написал эту музыку и кому посвятил? (Э. Григ посвятил Дагни Педерсен).

    Из какого произведения мы узнали об этом? (К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”).

    Почему Григ решил написать и подарить девочке музыку?

    Почему композитор отсрочил подарок?

    Как описывает К. Паустовский переживания уже повзрослевшей девочки? Что она чувствует и представляет себе, слушая музыку? Зачитайте. Какие глаголы помогают автору описать музыку?

    Что прекрасного открыл нам в этом рассказе и в этой музыке композитор и писатель? (Композитор сумел в музыке описать родную природу, а писатель описать чувства и переживания, вызванные музыкой).

    Какие еще музыкальные произведения Э. Грига вы знаете?

    А сегодня мы познакомимся еще с одним волшебником, великим музыкантом и композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом (портрет). А расскажет нам о нем Г. Цыферов в своем произведении, а еще великолепная музыка этого композитора.

    Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта. Назвал он свою книгу “Тайна запечного сверчка” (показ книги).

    Мы с вами прочитаем только две маленькие сказки из этой книги и подумаем, что же здесь выдумка, а что – может быть, правда.

    Нам придется перенестись в XVIII век, и некоторые слова в тексте могут оказаться непонятными. Давайте разберем их.

    • Современники – жившие в одно время с композитором.
    • Публика (синоним – зрители).

    Чтобы понять значение следующих слов пришлось обратиться к словарю. Может быть, кто-то может объяснить значение некоторых слов.

    • Ореол
    • Стрельчатые окна
    • Сюртук
    • Камзол
    • Бутафорское оружие
    • Маэстрино

    Открывайте книги и слушайте.

    Вступление читает под музыку учитель (до слов “Прекрасное видение!..”).

    Перенесемся в старую Австрию, в город Зальцбург. Великолепный город (слайд). В самой Австрии о нем говорили так: “Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка” (слайд).

    И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал (слайд), каждый третий – пел и каждый четвертый – играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало.

    Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.

    И отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: “А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст свое сердце музыке”.

    Так и случилось. Время шло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: “Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 г. в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения”.

    Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может быть здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

    Дети читают по ролям вторую часть “О сказочной тайне маленького Моцарта”.

    Третью часть “О танцующем снеге, о Вене и серебряной шпаге принца” дети читают логически законченными частями.

    Что удивило и поразило вас в рассказе и в волшебной музыке?

    Как вы думаете: что же здесь выдумка, а что – нет? Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке? Или, может быть, здесь какая-то другая тайна, которую раскрыл запечный сверчок маленькому Моцарту (Сверчок сказал: “По-моему у вас есть и слух и сердце”).

    Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: “Музыка – это голос нашего сердца”.

    Как вы думаете, ведь Моцарт не сказочный персонаж, он жил на самом деле, почему же о нем написаны именно сказки?

    Дело в том, что мир музыки, мир звуков – это всегда тайна, загадка, всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, передать в музыке свои мысли, чувства.

    Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка… Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.

    Напрасно грустили о нем жители родного города. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

    А вскоре почтовая карета привезла из Австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!”

    Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!

    …Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.

    Учителя исполняют: “Песню о Моцарте” Б. Окуджавы.

    I куплет.

    Моцарт на старенькой скрипке играет,

    Моцарт играет, а скрипка поет,

    Моцарт отечества не выбирает –

    Просто играет всю жизнь напролет.

    Ах, ничего, что всегда, как известно,

    Наша судьба – то гульба, то пальба…

    Не оставляйте стараний, маэстро,

    Не убирайте ладони со лба.

    II куплет.

    Коротки наши лета молодые,

    Миг – и развеются, как на кострах,

    Красный камзол, башмаки золотые,

    Белый парик, рукава в кружевах.

    Ах, ничего, что всегда, как известно,

    Наша судьба – то гульба, то пальба…

    Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

    Не убирайте ладони со лба.

    Если вы ребята успели полюбить маленького Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасную музыку.

    Словарь:

    Камзол – часть одежды, длинный жилет.

    Сюртук – мужская двубортная одежда с длинными полами,

    длинный приталенный пиджак.

    Ореол – I значение: световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета;

    II значение: блеск, почет, окружающий кого-нибудь.

    Маэстрино – почетное название крупных музыкантов.

     Авторы: Аскерова Анна Николаевна

    Смирнова Елена Владимировна


    Аскерова Анна Николаевна, замдиректора по УВР



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 8400
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.