mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    08
    сен
    Фольклор. Пословицы и поговорки
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок краеведения в 8-м классе

    Без изучения краеведения невозможен региональный компонент. На уроках широко практикуется знакомство учащихся с фольклором своей местности. Обращение к фольклорной традиции окажет существенную помощь в более глубоком усвоении учащимися ряда тем по литературе, истории. Цель данного урока - развитие речи, расширение представлений о фольклоре.


    Цель урока: развитие речи, расширение представлений о фольклоре.

    Задачи:

    1. Дать понятие о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
    2. Совершенствовать логические и творческие способности.

    Оснащение: раздаточный материал к уроку (карточки с двумя вариантами заданий).

    Оформление доски: эпиграфы: “Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах” (Ф. Бэкон), “…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагаются его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах” (М.А. Шолохов), таблица “Характеристика пословиц и поговорок”, домашнее задание: “Подготовить выступление в подтверждение любой нераспространенной русской пословицы”.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Повторение:

    - Давайте вспомним, что такое фольклор?

    - Какие жанры фольклора мы изучили?

    - Дайте определение понятиям: сказка, былина, песня, частушка, скороговорка, загадка.

    3. Объяснение нового материала.

    Сегодня мы продолжим изучение темы “Фольклор” и вспомним еще об одном из его направлений, которое “Коротко, да ясно, от того и прекрасно”.

    - Как вы думаете, к какому жанру фольклора это относится? Обоснуйте своё мнение.

    Стержень фольклора – слово: устное, народное, яркое, меткое, передаваемое из века в век, из рода в род, из семьи в семью. Оно использовалось народом для передачи традиционных правил, принципов, для воспитания детей. Детская память не хранит долгих нравоучений и проповедей, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин. Они поддерживают, подбадривают человека (“Терпи, казак, атаманом будешь!”), наставляют (“Умей вовремя сказать, вовремя смолчать”), предостерегают (“Береженного Бог бережет!”), примиряют (“Стерпится – слюбится!”). И как в тысячи случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы сопровождают нас по жизни.

    - Только ли русский народ создал такие жанры, как пословица и поговорка? Почему они возникают? (Учащиеся приводят примеры из пословиц других народов - проверка домашнего задания, которое было дано на опережение).

    - “…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагаются его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах” - так писал М.А. Шолохов. “Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, говорил философ Бэкон. Согласны ли вы с этими выссказываниями? Как вы думаете, можно ли в эти высказывания добавить слово “и поговорках”?

    - Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

    1 задание

    Составить логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. Записать новые понятия (пословица, поговорка) и определения к ним под диктовку учащихся в рабочие тетради.

    1 вариант: “Сытое брюхо к учению глухо” - это ... , так как …

    2 вариант: “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …

    А) поговорка

    Б) пословица

    В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода

    Г) двухчастное меткое народное изречение, имеющее как прямой, так и переносный смысл, содержащее мораль, поучение. Может быть ритмически организовано, иметь рифму.

    Примеры ответов: “Сытое брюхо к учению глухо” – пословица, так как это двухчастное меткое народное изречение, имеющее как прямой, так и переносный смысл, содержащее мораль, поучение, ритмически организовано, имеет рифму “брюхо – глухо”. “Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.

    - Предлагаю вам задание для закрепления навыка определения различий между пословицами и поговорками.

    2 задание

    Вам даны пословицы и поговорки. Разделите их на группы, используя определения, полученные в предыдущем задании.

    1 вариант

    1) На чужой стороне и весна не красна.

    2) Лес рубят – щепки летят.

    3) Два сапога – пара.

    4) От горшка три вершка.

    5) Любовь слепа.

    6) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

    2 вариант

    1) Каждому слову своё место.

    2) Учёному везде дорога.

    3) Одна пчёлка не много мёду натаскает.

    4) Хорошая речь лучше мёда.

    5) До слова крепись, а давши слово, держись.

    6) Под лежачий камень вода не течет.

    3 задание

    Выберите из пословиц второго задания те, к которым ниже даны толкования значений.

    1 вариант

    1) Долгие годы дружбы сильно сближают друзей, у них вырабатываются общие привычки. Переносный смысл высказывания выясняется в контексте: в пословице может содержаться упрёк, а может похвала. Эта пословица –сложное предложение с рифмованными частями.

    2) Смысл пословицы – патриотический. Построена как обращение, скрытое противопоставление. Пословица – простое предложение, двусоставное, с составным именным сказуемым.

    3) Переносный смысл пословицы в том, что во время тяжёлого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди. Предложение сложное, бессоюзное; вторая часть – следствие первой.

    2 вариант

    1) Переносный смысл пословицы в том, что человеку одному сложно выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое. Пословица представляет собой простое предложение с инверсией сказуемого (в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова.

    2) В этой пословице содержится указание к действию. Пословица двухчастная, имеет рифму, содержит антитезу и деепричастный оборот во второй части.

    3) Переносный смысл пословицы в том. Что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье и успех дела. Строится пословица с помощью инверсии, на первое место вынесено главное словосочетание.

    4 задание

    В первой колонке таблицы дана первая часть пословицы, найдите к ней окончание во второй колонке. Запишите составленные пословицы в тетрадь. Внимание: есть несколько пословиц, которые не имеют начала или конца!

    Не надобен клад, а товарища выручай.
    Азбука так и ладилась бы работа.
    Не та дружба сильна другой – неуступиха.
    Без букв и грамматики за своим делом не ленись.
    Бояться несчастья не съешь и ядра.
    Была бы охота коли в семье лад.
    Высокого подвига так и счастья не видать.
    Сам себя губит к мудрости ступенька.
    Нет друга – ищи, что в словах заключена.
    Дерево дорого плодами, поживут люди и для тебя.
    Один – задириха, не учатся и математике.
    Не за своё дело не берись, и в рот положи.
    Не разгрызёшь ореха, кто других не любит.
    Сам погибай. никакие горы не заслонят.
    Маленькое дело лучше там и враги дрожат.
    Живи для людей, и топором не разрубишь.
    Ему скажи, да укажи, беду отведи до удара.
    Искру туши до пожара, не сиди на печи.

    5 задание

    Попробуем дать толкование составленным в задании 4 пословицам (на примере 3 задания).

    6 задание

    Придумайте начало и конец для имеющихся в таблице (задание 4) незаконченных пословиц. Запишите ваши варианты пословиц в тетрадь.

    Мы подтвердили сейчас, выполняя последнее задание, что пословицы, равно как и поговорки, относятся к устному народному творчеству – т.к. сами их сейчас сочиняли, как наши предки, вкладывая в них свой жизненный опыт. Вы, наверное, заметили, работая с пословицами и поговорками, что они имеют ряд общих особенностей, давайте их назовём: краткость, клиширование (устойчивое словосочетание), образность. Отличительными же особенностями пословиц является: афористичность, замкнутость, поучительность. Для поговорки характерны оценочность, “незамкнутость” высказывания. (При формулировке характеристик мы используем знания, полученные на прошлых уроках, обращаемся за помощью к классу. Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют таблицу).

    “Характеристика пословиц и поговорок”

    Пословицы

    Поговорки

    краткость, клиширование (устойчивое словосочетание), образность

    афористичность, замкнутость, поучительность

    оценочность, “незамкнутость” высказывания

    4. Вывод.

    Наш век очень трудный, тревожный для России. И тут бы вспомнить слова Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!!!” Сохранить бы, опереться бы на него! Но нет. Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык. Всё заменяющее “О кэй!”, сленги из рекламы, заимствованные термины из иностранных слов, молодёжный сленг, - всё это угрожает русскому языку, а значит, нашей культуре.

    В чём спасенье? Здесь не может быть простого и однозначного ответа, т.к. болезнь слишком сложна. Но бесспорно одно, что фольклор – как живая вода отмоет и отчистит всё, что соприкасается с ним. А пословицы и поговорки удобны в употреблении, красивы, с юмором и имеются на все случаи жизни. Почаще обращайтесь к ним!


    Бабкина Ирина Ивановна, заместитель директора по НМР МОУ Аннинский лицей

    МОУ "Аннинский лицей"



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 23151
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.