Использование коллективных форм обучения в начальных классах дает положительные результаты: дети становятся доброжелательнее, учатся спорить, отстаивать свое мнение, учатся быть самостоятельными, исчезает робость, неуверенность в себе. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за каждого в классе, также желание учиться лучше, не только ради оценки, а ради того, чтобы знать, уметь, ведь обучая другого, ты отвечаешь за него, учи других, а сам научишься. Поэтому при такой форме работы знания учащихся становятся более осознанными, умения - более уверенными, навыки - более надежными. А у учителя раскрываются все новые и новые пути творческого поиска, повышается педагогическое мастерство, творческий потенциал.
Основными задачами на первом этапе функционирования школы стали:
- формирование коллектива единомышленников, способного решать любые проблемы в период становления школы;
- создание организационно педагогических условий для совместного творческого поиска учащихся и учителей.
Изменившиеся цели обучения в современной школе, направленные на развитие личности каждого ребенка, настоятельно требуют отхода от информирующего подхода к обучению, максимального включения каждого ученика в учебный процесс, радикального изменения классно-урочной системы, внедрения новых эффективных методик и технологий, направленных на первую очередь на сохранение здоровья ребенка. Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя – помочь ребенку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, создавать личность, способную стать творцом новой жизни.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.
В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, недостатки классно-урочной системы:
- сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
- ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
- трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;
- ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
- усреднение темпа прохождения учебного материала.
Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/012010/Организация учебного процесса_(support.shpors.ru).doc
Баишева Анна Егоровна, зам.директора по учебно-воспитатательной работе
Тюнгюдюмская общеобразовательная школа I ст. Республика Саха (Якутия)