В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе.
Цели занятия:
Образовательные:
- расширить знания о гибридологическом методе исследования;
- сформировать понятие “анализирующее скрещивание”, его использование в практике сельского хозяйства;
- сформировать у школьников знания о сущности и причинах неполного доминирования (промежуточного характера наследования).
- убедить учащихся в том, что взаимоотношения между генами в клетке не всегда складываются по принципу полного доминирования одного гена над другим.
- закрепить знания о роли хромосом в хранении и передаче наследственной информации, показать роль мейоза и оплодотворения в поддержании видового постоянства числа хромосом на примере анализирующего скрещивания и неполного доминирования;
Развивающие:
информационные
- продолжить развитие умений у старшеклассников записывать схемы скрещивания в генном и хромосомном выражении;
- развивать умение работать со схемами скрещивания, рисунками, текстом учебника, компьютером;
- умения применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении схем скрещивания;
интеллектуальные:
- развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования)
- умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента)
- умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
Воспитательные:
- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности;
- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле.
- воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- динамическая таблица для решения задач “Кроликовод”
- индивидуальные карточки для решения задач на месте
- сигнальные карточки с генотипами гомозиготных особей по доминантному и рецессивному признакам, генотипы гетерозиготных особей
- схемы скрещивания, введены в компьютер
- тестовые задания с выбором одного правильного ответа
- задание на соответствие (работа за компьютером и на месте, для дальнейшей взаимопроверки)
- дифференцированные карточки для домашнего задания
- листы самоконтроля знаний и умений.
Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/201101/Проблемное обучение на уроках биологии_(support.shpors.ru).doc
Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/201101/Проблемное обучение на уроках биологии_приложение_1_(support.shpors.ru).ppt
Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/201101/Проблемное обучение на уроках биологии_приложение_2_(support.shpors.ru).ppt
Василинина Ольга Васильевна, учитель биологии
МОУ "Ливенская СОШ №1"