mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    18
    сен
    Глобус: Земля имеет форму шара
    Рейтинг:
    Категория: Открытые уроки
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок окружающего мира во 2-м классе

    Цели урока - познакомить учащихся с представлениями древних людей о нашей планете, показать на примерах способы обнаружения шарообразности Земли; познакомить с глобусом – уменьшенной моделью Земли.


    Цель: сформировать первоначальные представления о Земле, имеющей форму шара.

    Задачи:

    1. сформировать первоначальные представления о целостной широкой картине мира, с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания;
    2. развивать интерес к познанию явлений окружающего мира;

     

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

    Приветствие детей.

    2. Поверка знаний учащихся

    – Однажды Лена спросила Мишу: «Давным-давно люди жили  в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра. Они не знали ни часов, ни компаса, ни календаря.
    Но ведь им  приходилось надолго уходить на охоту. Как же они определяли время?
    – Как бы вы ответили на вопрос Лены? (Ответы детей)
    – Правильно, они умели пользоваться природным часами.
    – Как без часов определить время суток?(Можно ориентироваться по Солнцу, звёздам, Луне).
    – Как люди умели определять время суток? (Когда не было часов, люди узнавали время суток по солнцу. Время дня, когда солнце поднимается выше всего, назвали полднем. В полдень тени от предметов самые короткие).
    – В какое время года у предметов самые длинные тени? (Зимой солнце в полдень стоит низко. Предметы отбрасывают самые длинные тени).

    3.  Актуализация знаний (выход на тему урока)

    – Древние люди много путешествовали, а компаса у них не было, как же они определяли стороны света? (Варианты ответов детей:
    В полдень мы видим солнце в одном и том же направлении – это юг, тень указывает на север. На востоке солнце всходит, а на западе заходит.
    Север, юг, запад, восток – это стороны света. Зная, где север, всегда найдёшь любую из них.  Ночью на север указывает Полярная звезда).
    – Шли годы. Люди изобрели колесо и стали плавать по морю. Древние люди представляли себе Землю в виде острова, окружённого океаном, а над Землёй находится купол, по которому движутся Солнце, Луна и звёзды. (Приложение 1. Слайды 1 и 2).
    –  Жители древних стран всё дальше и дальше уплывали от родного берега. В открытом море они видели линию, где как им казалось, Земля и небо соединялись в одну линию.
    – Как называется эта линия?

    4. Работа с учебником

    – Прочитаем об этом в учебнике на с. 26.
    – Видимая граница, где нам кажется, что небо соединяется с землёй, называется линией горизонта или просто горизонтом.

    5. Постановка проблемного вопроса

    – Как же люди убедились в том, что Земля имеет форму шара? (Предположения детей)
    – Сейчас каждый ответит, что Земля круглая, а в древности Землю считали плоским диском, который держится на трёх китах или трёх слонах и окружён со всех сторон водой.
    – Теперь в шарообразности Земли никто не сомневается, особенно после полётов в космос, откуда космонавты увидели и сфотографировали нашу Землю.

    6. Работа с учебником

    Беседа по материалу учебника.

    –Давайте сейчас прочитаем  первое доказательство шарообразности Земли (с. 27) (Мореплаватели обратили внимание на одну особенность. Когда они встречали другой корабль, вначале на горизонте появлялась мачта. Лишь при приближении становился виден весь корабль. Учёные доказали, что такое может быть только на поверхности, имеющей форму шара).
    – Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль? (Сначала он видит только флаг корабля, затем, при приближении корабля становятся видны мачты и, сам корабль).
    – Определи по рисунку, какие части корабля видны наблюдателю на берегу. Чем скрыты видимые части? (Так, как Земля имеет форму шара, мы видим сначала только верхнюю часть корабля, а весь остальной корабль находится за линией горизонта)

    7. Проведение опыта, беседа. Знакомство с глобусом

    – Проверим правильность ответа на примере. Возьмём мяч и прикрепим к нему метку. Когда мы будем катить мяч по столу, то сначала увидим только тоненькую полоску, и только при приближении мяча, становится видна вся метка целиком.
    – Кто раньше всех увидит приближающийся корабль, тот кто стоит на берегу или тот, кто на маяке и почему?(На маяке, т. к. он находится выше того, кто на берегу и видит то, что находится за линией горизонта).
    – Как изменяется вид местности при подъёме в гору? (С горы или с маяка видно намного дальше, потому что Земля имеет форму шара и при подъёме в гору нам открывается более широкий вид ). 

    Второе доказательство (с. 27)

    20 сентября 1519 г. Флотилия из 5-ти кораблей под командованием Фернана Магаллана отплыла от Пиренейского полуострова и через Атлантический океан отправилась к берегам Америки. Через три года, оставшийся корабль «Виктория» вернулся в родную гавань. На родную землю вернулись 18 моряков из 265. (Приложение 1. 3-й слайд. Путешествие Магеллана).
    – Почему путешествие Магеллана назвали кругосветным? (Потому что Магеллан проплыл по всему Земному шару, а т. к. Земля имеет форму шара, то, отплыв с запада его экспедиция вернулась на Родину с восточного побережья).
    – Давайте убедимся в этом на  мяче. Я нарисую по всему мячу линию. Что мне нужно сделать, чтобы увидеть всю линию?
    – Верно, мне нужно покрутить мяч, потому что он круглый и то, что находится на другой стороне, мне не видно.
    – Вот мы с вами сразу и ответили на другой вопрос, почему не виден весь маршрут Магеллана? (Часть его пути находится на другой стороне Земного шара, которая нам не видна).
    – Учёные сделали маленькую модель Земли – глобус. Он похож на настоящую Землю. На глобусе, как на карте можно найти место, где мы живём. А также видно, что путешествие Магеллана было кругосветным.

    Третье доказательство (с. 30)

    – Откуда взялась тень на «луне» в опытах Миши и Лены?
    – Откуда взялась тень на настоящеё Луне? (Луна – спутник Земли. Можно предположить, что на Луну отбрасывает тень Земля, которая имеет форму шара).
     – Прочитаем об этом в учебнике на с. 30. (Изредка Луна на небе принимает необычную форму, а потом и  вовсе пропадает из виду. Это – лунное затмение. Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на неё свою тень. А тень от Земли – круглая! Значит Земля – тоже  шар, но ещё больший, чем Луна). 

    Четвёртое доказательство (с. 31)

    – Учёные и инженеры создали космический корабль, на котором Ю. Гагарин, наш соотечественник, совершил кругосветное путешествие в космосе.

    8. Закрепление материала и подведение итогов урока

    – Что такое горизонт, можно ли до него дойти?
    – Приведите доказательства шарообразности Земли.
    – Что было доказано путешествием Магеллана?

    9. Домашнее задание

    Прочитать и ответить на вопросы какое 3-е и 4-е доказательство шарообразности Земли (с. 30-31).
    ---------------------
    Учебник: Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М. : Баласс, 2008. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2012/09/Глобус_презентация_(support.shpors.ru).ppt

    Давыдова Елена Николаевна, учитель начальных классов

    МОАУ Гимназия №8, г.Сочи



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6759
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.