mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    12
    апр
    "Самый умный"
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Конспект фронтального занятия по теме "Весна" для детей с задержкой психического развития

    Конспект разработан в виде игры "Самый умный" учителем-дефектологом для детей с задержкой психического развития по формированию следующих умений и навыков: развитие речи (формирование сложных лексико-грамматических категорий и чтение) и развитие личностных качеств (формирование навыков адекватной самооценки).


    Цель:

    1. Закреплять и активизировать словарь по теме “Весна”.
    2. Совершенствовать навыки подбора и употребления грамматических средств языка: глаголов и прилагательных к существительным;
    3. Закреплять умение подбирать антонимы, умение образовывать превосходную степень прилагательных, умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
    4. Закреплять навыки словообразования: умение образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом, умение образовывать сложные слова, умение подбирать родственные слова. Развивать координацию речи и движений, память, внимание.
    5. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать сверстника, умение отвечать полным предложением; при необходимости уметь помогать друг другу.

    Словарь: солнцепек, лиственница, цветник, цветовод, травник, веснушки, лиственный (лес).

    Оборудование: фланелеграф, панно (15х17) с кармашком внизу и цифрами (1,3,5) вверху (на каждого ребенка); напечатанные на карточках родственные слова; карточка с двумя словами, из которых надо образовать сложное слово (на каждого ребенка); цветные карточки со сложными словами; 4 тарелочки: с лучами, облаками, листочками, травой (все детали на скотче); 3 конверта (белый, желтый, синий) с вопросами; плоскостные корзинки (из картона) с прозрачными кармашками в которых картинки на весеннюю тему (на каждого ребенка); фишки зеленого и голубого цвета, медали “Самый умный” и “Самый любознательный” по количеству детей.

    Ход занятия.


    Педагог: Сегодня мы проведем игру “Самый умный” и узнаем, готовы ли вы к школе.

    Правила игры.

    Педагог: В игре каждый отвечает на свой вопрос, и за правильный ответ будет получать зеленую фишку. За ответ с помощью педагога или сверстника – голубую фишку.

    Если кто-то не справится с заданием, то ответ переходит к соседу, и фишку будет получать сосед. В игре не выкрикивают и не подсказывают. За подсказку - фишка забирается. Кто наберет больше зеленых фишек, тот получит по окончании игры медаль “Самый умный”, за голубые фишки – медаль “Самый любознательный”.

    А сейчас мы представимся гостям: Я – ведущая игры, Девяткина Светлана Юрьевна. Ребята, теперь вы представьтесь. (Дети называют свои имена). Перед началом игры мы проведем разминку.

    Упражнение “Какое слово не подходит и почему?”

    Педагог: Послушайте слова: “Весна, весенний, весло, веснянка”.

    Дети: Не подходит слово “весло”, в остальных словах главное слово “весна”.

    Педагог называет слова “Март, мартовский, Марина, Марта”.

    Дети: Не подходит слово “Марина”, в остальных словах главное слово “март”.

    Упражнение “Что лишнее и почему?”

    Педагог называет слова “Зима, весна, март, лето”.

    Дети: Март. Это месяц.

    Педагог называет “Март, апрель, весна, май”.

    Дети: Весна. Это время года.

    Упражнение “Выберите правильный ответ”.

    Педагог: “Сколько весенних месяцев?” и называет цифры (4, 3, 7).

    Дети: “3”

    Педагог: “Сколько дней в неделе?” (4, 7, 12).

    Дети: “7”

    Педагог: Разминка закончена. К игре готовы? (Да).

    (Более слабые дети и дети II-ой подгруппы в разминке называют время года на данный момент и весенние месяцы: назовите первый месяц весны; назовите третий месяц весны; какой месяц идет после месяца “март”? Какой месяц стоит перед месяцем “май”? и т.д.).

    Педагог: Ребята в этих конвертах вопросы: В белом – легкие вопросы; в желтом – посложнее; в синем – сложные. С каких вопросов начнем?

    Дети: С легких вопросов.

    Педагог: О чем будут вопросы, вы узнаете, отгадав загадку:

        “Она приходит с ласкою,
        И со своею сказкою,
        Волшебной палочкой взмахнет –
        В лесу подснежник расцветет”.

    Дети: Это весна. (Дети отгадывают загадку, отгадку находят на столе и выставляют на наборное полотно).

    Педагог на наборное полотно выставляет недорисованную картинку с весенним сюжетом: солнышко без лучей, дерево без листочков, на картинке не нарисована травка и облака. (Дети садятся на стульчики перед доской).

    Педагог: На доске картина, которую не дорисовала Весна. Ёе надо закончить словами и деталями.

    Упражнение “Подбери действия и определения” (к существительным).

    Педагог: “Солнце весной что делает?” (Ответы полным предложением)

    Дети: Солнце весной – сияет, сверкает, греет, светит, ласкает, улыбается, пригревает, освещает. (Ребенок называет одно слово и прикрепляет один лучик к солнцу).

    Педагог: “Трава весной что делает?”

    Дети: Трава весной зеленеет, пробивается, появляется, радует, растет, прорастает (Ребенок называет слово и выставляет травку).

    Педагог: “Листочки весной какие?”

    Дети: Клейкие, зеленые, молодые и т.д. (Дети назвав слово прикрепляют листочки к дереву).

    Педагог: “По небу плывут какие облака?”

    Дети: По небу плывут легкие, белые и т.д. (Выставляются облака).

    Педагог: Молодцы, хорошо отвечали. Получаете фишки.

    (Дети II-ой подгруппы подбирают слова по наводящим вопросам педагога)

    Педагог: Берем следующий конверт, а в нем вопросы посложнее. Картина о весне нарисована. Какие предметы на ней? Большие или маленькие?

    Дети: Большие.

    Педагог: Мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать и называть предметы на фланелеграфе, а вы будете называть их ласково.

    Игра “Назови ласково”. (Дети II-ой подгруппы образовывают слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом по образцу).

    Педагог: Послушайте, как я скажу: короткий луч – коротенький лучик.

    Педагог: “Теплое солнце”

    Дети: Тепленькое солнышко.

    Педагог: “Молодой листок”.

    Дети: Молоденький листочек.

    Слова для игры: зеленый куст, легкое облако, желтый цветок, мягкая трава.

    Педагог: Молодцы ребята, хорошо справились. (Детям выдаются фишки).

    Педагог: Игра продолжается. Динамическое упражнение “Весна, где ты зимой была?” (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

        Весна, где ты зимой была?
        Я в речке зиму провела,
        Мы с речкою проснулись
        И к вам в село вернулись.
        Гляди, набухли почки,
        Проклюнулись листочки,
        Пичуги прилетели
        И на веточках запели.
        И долгожданное тепло
        К тебе, к нему, ко всем пришло.
        Ю. Саакян

    Игра “Скажи наоборот”. (Игра с мячом. Педагог бросает ребенку мяч и говорит предложение, ребенок возвращает мяч со своим предложением).

    Педагог: Осенью природа засыпает, а весной - …

    Дети: А весной природа просыпается.

    Педагог: как еще можно сказать о природе весной?..

    Дети: Пробуждается, оживает.

    Педагог: Весной день прибывает, а ночь - …

    Дети: Ночь весной убывает.

    Предложения для игры:

    1. Весной день длинный, а ночь - …
    2. Осенью погода пасмурная, а весной - …
    3. Зимой холодно, а весной - …
    4. Весной ночи стали еще короче, а дни еще - …
    5. Весной солнце светит ярко, а летом еще - …
    6. Весной тепло, а летом еще - …

    (Более слабые дети и дети II-ой подгруппы по картинкам, по действию; по образцу дети образовывают превосходную степень).

    Педагог: Наша игра продолжается.

    Дидактическая игра “Сосчитай, сколько?” Для выполнения следующего задания, дети должны сесть за стол и взять панно с картинками. (На панно цифры 1, 3, 5).

    Педагог: Назовите карточку. Название картинки произнесите с теми цифрами, которые у вас на панно. Ребята, слушайте внимательно, будете помогать друг другу и оценивать ответы сверстников.

    Педагог: Ребята, послушайте как я скажу: Одна черная проталина, три черных проталины, пять черных проталин и т.д.

    Слова для игры: зеленый листок, белый подснежник, певчий скворец, звонкий ручей.

    (Дети оценивают ответы друг друга и раздают соответствующие фишки).

    Педагог: Мы берем конверт со сложным заданием.

    Игра “Подбери родственное слово”. (У каждого ребенка корзинка с картинкой в кармашке; слова, напечатанные на бумаге, лежат на подносе и дети подбирают их к своей картинке; картинки: солнце, цветок, листок, трава, весна).

    Педагог: У вас на столе корзинки с картинками. Надо собрать в корзинку карточки со словами, которые подходят к вашей картинке.

    (К картинке где “цветок” ребенок подбирает слова: цветник, цветовод,, цветочный, цветик - семицветик и т.д. и объясняет свой выбор).

    Педагог: Почему взяли именно эти слова? Какое главное слово во всех этих словах?

    Дети: Главное слово “цвет”

    (По выбору педагога дети объясняют значение слов: цветник, цветовод, веснушки, лиственница, травник, солнцепек).

    Дети II-ой подгруппы подбирают слова по наводящим вопросам педагога.

    Педагог: Ребята, наша игра заканчивается, и мы выполняем последнее задание.

    Упражнение “Образуй слово”. (У каждого ребенка на столе цветная карточка с двумя словами, из которых надо образовать сложное слово. На наборном полотне карточки соответствующих цветов с написанным сложным словом изображением вовнутрь. Дети образовывают слова и правильность выполнения задания проверяют по карточке своего цвета на наборном полотне. (Дети II-ой подгруппы повторяют сопряжено – отраженно).

    Педагог: У вас на столе цветные карточки. На них написано два слова, Из этих двух слов вы должны будете образовать одно слово. Готовы?

    Дети: Да.

    Педагог: Лед колет - …,

    Дети: Ледокол.

    Педагог: Сок движется - …,

    Дети: Сокодвижение.

    Слова на карточках: первые цветы, лёд ходит, солнце печет, цветы разводит.

    (Ребенок читает свою карточку, называет сложное слово, подходит к доске, берет и переворачивает карточку своего цвета и читает ответ. За правильный ответ получает зеленую фишку, за задание, выполненное с помощью сверстника или педагога, получает голубую фишку).

    Педагог: Игра закончена. Какое задание для вас было самое трудное? Какое задание вам показалось легким? Ребята, подсчитайте фишки и скажите у кого сколько фишек, и каких больше: зеленых или голубых?

    Дети подсчитываю фишки. Педагог оценивает ответы детей. Детям вручаются медали: если больше зеленых фишек – вручается медаль “Самый умный”, если больше голубых фишек – медаль “Самый любознательный”.


    Девяткина Светлана Юрьевна, учитель-дефектолог

    ДОУ "Детский Сад № 198" "Вишенка", г. Тольятти, Самарская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2304
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.