mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2020
    20
    июн
    Наблюдения за изменениями высоты Солнца
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок в 6-й классе

    Урок раскрывает приемы работы, активизирующие познавательную деятельность школьников с нарушением интеллекта; формирует умения работать в группе, самостоятельно и активно, давать индивидуальную и коллективную оценку выполненной работе.

    Цель: дать обучающимся сведения об изменении высоты Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года.

    Задачи:
    1. Образовательные: расширить и уточнить представления детей о сутках, временах года; объяснить причины смены суток, времён года. Показать зависимость света и тепла на Земле от высоты Солнца.
    2. Коррекционно-развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, внимания, запоминанию; учить устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простейшие умозаключения и выводы из представленной информации.
    3. Воспитательные: формировать умение работать в группе, самостоятельно и активно, давать индивидуальную и коллективную оценку выполненной работе; продолжить формировать интерес к урокам географии. Продолжать работу по организации здоровьесберегающей среды в коллективе.
    Тип урока: Урок сообщения новых знаний

    Оборудование и материалы: Рисунки: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена дня и ночи. Глобус, лампа. Иллюстрации времен года, индивидуальные карточки с текстовым заданием, компьютер, проектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент, мотивация и целепологание

    Проверка готовности к уроку, психологический настрой.

    – Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать? 
    – Тогда надо отгадать загадку.

    Один костер
    Весь мир согревает.

    (Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.)

    – Давайте вспомним, какое правило спряталось в этом слове?
    – Подберите проверочное слово.
    – Подберите к предмету на картинке слова, обозначающие его признаки. Солнце (какое?) – круглое, желтое.
    – Подберите слова, обозначающие его действия. Солнце (что делает?) – светит, греет.
    – Составьте предложение.
    – От чего на Земле зависит жизнь, свет и тепло? 
    – Вся жизнь на Земле связана с Солнцем.

    (Учитель вывешивает опору, учащиеся читают: Запомни! На Земле свет и тепло зависят от Солнца).

    – Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца? 
    – Так мы подошли к теме сегодняшнего урока. «Наблюдения за изменениями высоты Солнца».

    (Учащиеся записывают тему в тетрадь, учитель обращает внимание на правописание орфограмм).

    – Задача нашего урока: понаблюдать, как изменяется высота Солнца в разное время суток и в разное время года, и ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца?

    2. Актуализация знаний и чувственного опыта, подготовка к изучению нового материала

    – Эта тема не новая. В начальной школе, на уроках живого мира, вы уже открыли первоначальные знания о «Солнце», о «сутках», о «временах года». Давайте вспомним изученное.
    – Какие части суток вы знаете? Сколько в сутках часов? Что такое сутки?

    (Учащиеся читают на доске запись. Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси =24 часа.)

    – Почему день сменяется ночью?
    – Земля обращается вокруг собственной оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. Так происходит смена дня и ночи. Значит права пословица "День и ночь – сутки прочь”
    – Объясните высказывание: Солнце днем работает, а ночью берет отдых.
    – Это высказывание родилось у наших предков давным-давно. Тогда люди представляли себе, что Солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т.е. отдыхает как люди и звери.

    3. Усвоение исходных данных

    – Понаблюдаем, как меняется высота Солнца над горизонтом в разное время дня.
    – Рассмотрите рисунок и объясните, как меняет Солнце свою высоту в течение суток. (Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь).
    – Почему люди с радостью встречают восход, а после трудового дня радуются закату солнца и приходу ночи?

    Вывод подводит учитель.

    Какие новые знания мы открыли?

    (Учащиеся делают вывод: Солнце меняет высоту в течение суток). Записывают вывод в тетрадь.

    Минута отдыха (Игра «День, ночь»).

    – Ребята, подумайте, а ещё от чего зависит наша жизнь, наша деятельность, наша одежда, жизнь растений, животных, птиц?
    – Какие времена года вы знаете?

    (Открываются иллюстрации, над каждой иллюстрацией обозначен цвет: весна – зелёный цвет; лето – красный цвет; зима – голубой цвет; осень – жёлтый цвет).

    – Ребята, как вы думаете, почему я использовала эти цвета?
    – Да ребята, на смену зимы приходит весна-природа пробуждается, зеленеет. На смену весне приходит лето – всё живое растёт, размножается, плодоносит. На смену лета приходит осень – всё желтеет, начинается сбор овощей, плодов, пора готовиться к зиме, а потом наступает зима. Всё замирает, впадает в долгий сон.
    – А какое время года сейчас?
    – Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
    – Ребята, а вы не задумывались ли над тем, почему происходит смена времён года?
    – Оказывается, кроме того, что наша Земля вращается вокруг своей оси, делая оборот за сутки, одновременно она движется и вокруг Солнца. То время, за которое планета совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом (Вывешиваю: ГОД =365 суток). 
    – Что же, ребята, получается? Проведём исследование.

    (Вожу глобус вокруг лампы. Земля обращается то одной стороной – Северным полушарием (у нас лето), то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима), а между ними осень и весна. В течение года высота Солнца тоже меняется.

    Класс делится на группы. Учитель дает задание, подводящие учеников к воспроизведению и осмыслению изучаемого материала. Каждая группа работает с текстом учебника, определяет высоту Солнца, количество тепла, продолжительность дня и ночи в определенное время года. 1группа – лето, 2 группа – осень, 3 группа – зима. Работают с учебником. После установленного времени отвечают. Зарисовывают положение Солнца на небе в разные времена года.

    Вывод подводит учитель.

    – Какие новые знания мы открыли? (От высоты Солнца над горизонтом в разное время года зависит тепло и продолжительность дня). Записывают в тетрадь.
    – Влияет ли смена времен года на здоровье человека?
    – В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
    – А когда организм особенно нуждается в витаминах?
    – Как вы оздоравливаете свой организм?

    Минутка отдыха для глаз

    В каждое время года есть свои особенные дни. Как вы думаете, что обозначают данные рисунки? (День = ночи, день длиннее ночи, день короче ночи).

    – 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь, этот день называют днем летнего солнцестояния; 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь, этот день называют днем зимнего солнцестояния; 22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

    (Под каждым рисунком выставляются даты. Зарисовывают рисунки в тетрадь и подписывают даты).

    Вывод: Когда день равен ночи? Когда самый короткий день и самая длинная ночь? Когда самый длинный день и самая короткая ночь? Какие новые знания мы открыли?

    4. Этап первичной проверки, самостоятельная работа

    (Учащиеся работают по индивидуальным карточкам, взаимопроверка).

    Задание: выбери верные утверждения.
    1. В сутках 24 часа.
    2. Высота Солнца над Землей всегда одинакова.
    3. Высота Солнца меняется только в течение дня.
    4. Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение всего года.
    5. На Земле свет и тепло зависят от Солнца.
    6. День и ночь не всегда бывают одинаковой продолжительности.
    7. День и ночь всегда одинаковы по времени.
    8. Летом дни короче, а ночи длиннее.
    9. Летом дни становятся длинными, а ночи – короткими.
    10. От высоты Солнца зависят свет и тепло на Земле.
    5. Итог на рефлексивной основе

    – Что же мы делали сегодня на уроке?
    – Какая задача стояла перед нами?
    – Какие новые знания мы открыли?
    – Что помогло вам сегодня в вашей работе?

    6. Домашнее задание

    На выбор:
    1. Нарисовать рисунок: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена дня и ночи.
    2. Подготовить рассказ к каждому рисунку.


    Попова Оксана Александровна, учитель географии (математики), зам. директора по УР

    МКСКОУ СКОШ №12, гБиробиджан, ЕАО, хабаровский край


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2351
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.