Цель: дать обучающимся сведения об изменении высоты Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года.
Задачи:
- Образовательные: расширить и уточнить представления детей о сутках, временах года; объяснить причины смены суток, времён года. Показать зависимость света и тепла на Земле от высоты Солнца.
- Коррекционно-развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, внимания, запоминанию; учить устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простейшие умозаключения и выводы из представленной информации.
- Воспитательные: формировать умение работать в группе, самостоятельно и активно, давать индивидуальную и коллективную оценку выполненной работе; продолжить формировать интерес к урокам географии. Продолжать работу по организации здоровьесберегающей среды в коллективе.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний
Оборудование и материалы: Рисунки: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена дня и ночи. Глобус, лампа. Иллюстрации времен года, индивидуальные карточки с текстовым заданием, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация и целепологание
Проверка готовности к уроку, психологический настрой.
– Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать?
– Тогда надо отгадать загадку.
Один костер
Весь мир согревает.
(Учитель вывешивает на доску иллюстрацию.)
– Давайте вспомним, какое правило спряталось в этом слове?
– Подберите проверочное слово.
– Подберите к предмету на картинке слова, обозначающие его признаки. Солнце (какое?) – круглое, желтое.
– Подберите слова, обозначающие его действия. Солнце (что делает?) – светит, греет.
– Составьте предложение.
– От чего на Земле зависит жизнь, свет и тепло?
– Вся жизнь на Земле связана с Солнцем.
(Учитель вывешивает опору, учащиеся читают: Запомни! На Земле свет и тепло зависят от Солнца).
– Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца?
– Так мы подошли к теме сегодняшнего урока. «Наблюдения за изменениями высоты Солнца».
(Учащиеся записывают тему в тетрадь, учитель обращает внимание на правописание орфограмм).
– Задача нашего урока: понаблюдать, как изменяется высота Солнца в разное время суток и в разное время года, и ответить на вопрос: почему свет и тепло на Земле зависят от Солнца?
2. Актуализация знаний и чувственного опыта, подготовка к изучению нового материала
– Эта тема не новая. В начальной школе, на уроках живого мира, вы уже открыли первоначальные знания о «Солнце», о «сутках», о «временах года». Давайте вспомним изученное.
– Какие части суток вы знаете? Сколько в сутках часов? Что такое сутки?
(Учащиеся читают на доске запись. Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси =24 часа.)
– Почему день сменяется ночью?
– Земля обращается вокруг собственной оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. Так происходит смена дня и ночи. Значит права пословица "День и ночь – сутки прочь”
– Объясните высказывание: Солнце днем работает, а ночью берет отдых.
– Это высказывание родилось у наших предков давным-давно. Тогда люди представляли себе, что Солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т.е. отдыхает как люди и звери.
3. Усвоение исходных данных
– Понаблюдаем, как меняется высота Солнца над горизонтом в разное время дня.
– Рассмотрите рисунок и объясните, как меняет Солнце свою высоту в течение суток. (Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь).
– Почему люди с радостью встречают восход, а после трудового дня радуются закату солнца и приходу ночи?
Вывод подводит учитель.
Какие новые знания мы открыли?
(Учащиеся делают вывод: Солнце меняет высоту в течение суток). Записывают вывод в тетрадь.
Минута отдыха (Игра «День, ночь»).
– Ребята, подумайте, а ещё от чего зависит наша жизнь, наша деятельность, наша одежда, жизнь растений, животных, птиц?
– Какие времена года вы знаете?
(Открываются иллюстрации, над каждой иллюстрацией обозначен цвет: весна – зелёный цвет; лето – красный цвет; зима – голубой цвет; осень – жёлтый цвет).
– Ребята, как вы думаете, почему я использовала эти цвета?
– Да ребята, на смену зимы приходит весна-природа пробуждается, зеленеет. На смену весне приходит лето – всё живое растёт, размножается, плодоносит. На смену лета приходит осень – всё желтеет, начинается сбор овощей, плодов, пора готовиться к зиме, а потом наступает зима. Всё замирает, впадает в долгий сон.
– А какое время года сейчас?
– Как думаете, всегда ли будет осень? Почему так думаете?
– Ребята, а вы не задумывались ли над тем, почему происходит смена времён года?
– Оказывается, кроме того, что наша Земля вращается вокруг своей оси, делая оборот за сутки, одновременно она движется и вокруг Солнца. То время, за которое планета совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом (Вывешиваю: ГОД =365 суток).
– Что же, ребята, получается? Проведём исследование.
(Вожу глобус вокруг лампы. Земля обращается то одной стороной – Северным полушарием (у нас лето), то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима), а между ними осень и весна. В течение года высота Солнца тоже меняется.
Класс делится на группы. Учитель дает задание, подводящие учеников к воспроизведению и осмыслению изучаемого материала. Каждая группа работает с текстом учебника, определяет высоту Солнца, количество тепла, продолжительность дня и ночи в определенное время года. 1группа – лето, 2 группа – осень, 3 группа – зима. Работают с учебником. После установленного времени отвечают. Зарисовывают положение Солнца на небе в разные времена года.
Вывод подводит учитель.
– Какие новые знания мы открыли? (От высоты Солнца над горизонтом в разное время года зависит тепло и продолжительность дня). Записывают в тетрадь.
– Влияет ли смена времен года на здоровье человека?
– В какое время года происходит наибольшее насыщение организма витаминами?
– А когда организм особенно нуждается в витаминах?
– Как вы оздоравливаете свой организм?
Минутка отдыха для глаз
В каждое время года есть свои особенные дни. Как вы думаете, что обозначают данные рисунки? (День = ночи, день длиннее ночи, день короче ночи).
– 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь, этот день называют днем летнего солнцестояния; 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь, этот день называют днем зимнего солнцестояния; 22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.
(Под каждым рисунком выставляются даты. Зарисовывают рисунки в тетрадь и подписывают даты).
Вывод: Когда день равен ночи? Когда самый короткий день и самая длинная ночь? Когда самый длинный день и самая короткая ночь? Какие новые знания мы открыли?
4. Этап первичной проверки, самостоятельная работа
(Учащиеся работают по индивидуальным карточкам, взаимопроверка).
Задание: выбери верные утверждения.
- В сутках 24 часа.
- Высота Солнца над Землей всегда одинакова.
- Высота Солнца меняется только в течение дня.
- Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение всего года.
- На Земле свет и тепло зависят от Солнца.
- День и ночь не всегда бывают одинаковой продолжительности.
- День и ночь всегда одинаковы по времени.
- Летом дни короче, а ночи длиннее.
- Летом дни становятся длинными, а ночи – короткими.
- От высоты Солнца зависят свет и тепло на Земле.
5. Итог на рефлексивной основе
– Что же мы делали сегодня на уроке?
– Какая задача стояла перед нами?
– Какие новые знания мы открыли?
– Что помогло вам сегодня в вашей работе?
6. Домашнее задание
На выбор:
- Нарисовать рисунок: Положение Солнца на небе в разное время суток; Смена дня и ночи.
- Подготовить рассказ к каждому рисунку.