mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    17
    сен
    Сезонные изменения в лесу
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок окружающего мира

    Основными методами обучения на уроке являлись интерактивные методы: взаимодействие учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, группа - группа. Это позволило детям не только показать интеллектуальные знания и умения, но и проявить творческие способности (стихи собственного сочинения, подбор и подготовка банка данных к уроку по сезону года). Для создания творческого подъёма и эмоционального фона были подобраны задания с учётом всех модальностей, для того, чтобы каждый ребёнок смог проявить свой потенциал.


    Задачи:

    • на основе личных наблюдений учить делать выводы о сезонных изменениях в жизни растений и животных в лесной зоне;
    • учить детей вести диалог, высказываться, отстаивать свою точку зрения;
    • развивать речь, логическое мышление, умение пользоваться индуктивным и дедуктивным методами поиска правильного ответа;
    • воспитывать бережливое отношение к природе, чувство коллективизма.

    Оборудование:

    • иллюстрации картин природы,
    • картинки с животными,
    • карточки с заданиями,
    • карточка – художественное описание времён года.

    I. Вступительная часть.

    Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.

    Лес – не только для нашей забавы
    В нём – деревья, ягоды, травы.
    Птицы, звери
    И прочие твари
    Учёные тоже работают тут,
    Лес они сообществом зовут.

    Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.

    Работать мы будем в группах. Перед началом работы повторим правила:

    - уважать позицию товарища;

    - не обижать и не обижаться;

    - быть внимательным;

    - соблюдать тишину;

    - слушать и слышать друг друга;

    - участвовать всем.

    II. Презентация каждой группы.

    Следующий этап нашей работы презентация каждой группы. Готовясь к этому уроку, ребята захотели представить название своей группы стихами собственного сочинения.

    По ходу урока каждая группа будет заполнять таблицу теми явлениями и объектами живой и неживой природы, которые соответствуют выбранному вами времени года

    III. Актуализация знаний.

    С чем связана смена времён года? У вас 2 варианта ответа.

    Выберите правильный ответ, обсудив в группах.

    1. Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.
    2. Наступление времён года зависит от деятельности человека.

    Если вы выбрали ответ под №1, то поднимаете карточку под №1, если под №2, то поднимите карточку под №2.

    Обобщение: да, солнце по-разному обогревает Землю в течение года.

    На таблице вы видите разные положения солнца. Покажите то положение солнца, которое соответствует вашему сезону.

    Кто сможет сделать вывод. Как положение солнца влияет на смену времён года?

    Вывод: смена времен года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.

    IV. Художественный текст.

    Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

    Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

    Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

    Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

    Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

    Физминутка.

    Давайте перенесёмся на минутку в лес, послушаем музыку леса и отдохнём.

    Руки подняли и помахали
    Это деревья в лесу
    Руки согнули, кисти встряхнули
    Ветер сбивает росу
    В стороны руки
    Плавно помашем
    Это к нам птицы летят
    Как они сядут
    Тоже покажем -
    Крылья сложили назад.

    V. Неживая природа.

    Красив лес в любое время года. Как же сезонные изменения влияют на неживую природу, мы сейчас увидим. В конвертах для каждой группы задание: обсудите и выберите те явления неживой природы, характерные для вашего сезона и дополните ими таблицу. Таблица наша пополняется.

    VI. Живая природа.

    Изменяется погода, и растения и животные приспосабливаются к этим изменениям. Каким образом это происходит, мы можем пронаблюдать на отдельных примерах.

    Животные в лесу оставляют следы (открыть следы и таблице). Вы, как настоящие следопыты, догадайтесь, какие животные оставили следы в лесу. Найдите под партой животного и проверьте, верно ли ваше предположение.

    А теперь каждая группа расскажет о повадках, поведении и жизни вашего животного.

    Весна – лось лето - заяц
    осень – лиса зима - волк

    Как, в какие группы можно объединить этих животных?

    VII. Птицы.

    На карточках – названия птиц. Вычеркните тех птиц, которых не бывает в ваше время года в Хакасии. Обоснуйте ответ.

    Проблемный вопрос: почему лес один, а птицы разные?

    VIII. Блиц-турнир “Знайка”.

    • для осени: можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
    • для зимы: какие птицы выводят птенцов зимой?
    • для лета: у какой птицы летом птенцы беспризорные?
    • для весны: почему птицы чаще всего выводят птенцов весной, а не в другое время года?

    IX. Экология.

    Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

    Давайте все вместе вспомним и перечислим правила поведения в лесу (на столах в конверте лежат плакаты по охране природы, посоветуйтесь и расскажите, о чем предостерегают они нас, дайте название каждому плакату и подпишите его).

    X. Заключение.

    Вы хорошо поработали, подружились в группе, узнали много нового,

    делились друг с другом своими знаниями. Возьмитесь за руки, передайте то тепло, тот импульс, тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

    Д.з: написать сочинение на тему “Лес будущего”.


    Абрамова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов
    Коба Елена Александровна

    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов", г. Абакан



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 10349
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    серебрянка




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 15 ноября 2008 10:41

    recourse angry
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.