Цель урока: добиться, чтобы учащиеся знали:
- чем отличаются числа от имени числительного;
- особенности склонения числительных в письменной и устной речи;
- где можно услышать соответствующие языковой норме употребление числительных в устной речи;
- грамотно овладевать математической терминологией;
- развивать интерес к двум наукам и мыслительную активность учащихся;
умели:
- отличать число от числительного;
- грамотно записывать число и числительное;
- грамотно употреблять в устной речи имя числительное, высказываться на лингвистическую тему;
- пользоваться справочными материалами (учебники математики, русского языка, материалы для внеклассной работы по русскому языку и математике).
Ход урока
1-й этап.
1. Вступительное слово учителей. (Почему урок речи объединяет учителей русского языка и математики?)
По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать. Поэтому учитесь говорить правильно!
2. Учитель русского языка. Задание. Назовите слова, обозначающие числа.
3. Учитель математики и русского языка объявляют тему урока: "Число. Имя числительное”.
4. На доске записан эпиграф к уроку:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно …
В. Суслов
– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова? Связан ли эпиграф с темой урока?
5. Устная работа.
Ну-ка в сторону карандаши
Ни костяшек, ни ручек, ни мела
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры тают, мелькают во тьме,
И глаза начинают светиться,
А вокруг только умные лица.
Устный счёт! Мы считаем в уме.
А) Сравнить:
4/15 и 7/30;
21/21 и 7/12
(Учащиеся правильно читают верные неравенства.)
Б) Выполнить действия:
1, 576 * 10
2/7 * 3/5
23, 485 * 100
2/3:1/3
34,5 * 0,1
В) Найти неизвестный член пропорции:
3/17 = Х/34;
7/м = 42/18
Г) Составить верные пропорции из чисел: 3, 24, 8, 9.
2. Учитель русского языка предлагает прочесть отрывок из забавного стихотворения Ванды Хотомской:
100 – сто.
У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
Вопросы классу:
1. Почему трудно читать этот текст? Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами? Какая запись числа принята?
3. Объясните разницу между понятиями "число” и "имя числительное”. (Ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи.)
4. Записать стихотворение правильно.
3. Учитель математики. Решить задачу.
Из 20 кг. яблок получается 16 кг. яблочного пюре. Сколько яблочного пюре получится из 45 кг. яблок.
4. Учитель русского языка обращается к учителю математики. Светлана Митрофановна! Всегда ли ученики правильно решают задачи? (Если правильно прочитают задание.) Предлагаю следующее задание.
Один господин писал о себе: " … пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять”.
– Почему он такой урод?
(Учащиеся говорят, что надо поставить запятую после слова двадцать.)
– Орфографический футбол
(Класс делится на 2-е команды, у каждой – свои ворота. Учитель бросает каждому игроку мяч и называет слово; учащийся в ответном броске должен дать ответ. Если он неправильный, то команде – гол. Слов должно быть столько, сколько игроков в командах.)
Задание.
Необходимо употребить названные числительные в форме родительного падежа (1-я команда), творительного падежа (2-я команда).
23, 64, 137, 476, 2415, 7/8, 450, 396, 90,5848, 1454346, 5/2
5. Учитель математики. Решить уравнение: (Слайд № 7)
13,8 : 92 = Х : 10,8
6. Учитель русского языка. Игра "Кто больше?” Ребята вспоминают названия произведений, кинофильмов, загадки, пословицы, где встречаются числительные.
7. Учитель русского языка и математики. Математическая смекалка "Кот и мыши”.
Кот Мурлыка только что помогал своей ю(н,нн)ой хозяйке решать задачи. Теперь он сла…ко спит, а во сне вид…т себя окружённым 13 мышами. 12 мышей серых, одна – белая. И слыш…т кот, говорит кто-то знакомым голосом: "Мурлыка, ты должен съедать каждую 13 мышку, считая их по кругу всё время в одном направлении, с таким ра(с,сс)чётом чтобы последней была съедена белая мыш…”.
Но с какой мыши начать, чтобы правильно решить задачу?
А) Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, записать числительные словами;
Б) Решить задачу.
8. Учитель русского языка. Тест.
1. Удвоить
2. Двойка
3. Два
4. Вдвоём
5. Второй
6. Двухэтажный
7. Триста двадцать пятый
8. Шестиклассник
9. Сорокалетний
10. Семёрка
11. Десятизначный
12. Семнадцать
13. Удесятерить
14. Пятак
15. Тысяча
16. В-четвёртых
17. Две тысячи четыреста девяносто
18. Миллионный
19. Сторукий
– Задание:
Назовите числительные. (Учащиеся называют номера: 3, 7, 12, 15, 17.)
9. Итоги урока.
Беседа: что нового вы узнали? Чему научились? Было ли интересно?
10. Д. задание.