Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Разработка урока (персонажи цикла "Карнавал животных" К. Сен-Санса)
Учитель приглашает учащихся в музыкальное путешествие. Исполняется песня "Зоосад". Объясняется значение слова "зоосад". Решение кроссворда "Зоосад".
Тема четверти: Как можно услышать музыку?
Тема урока: Музыкальный зоосад (персонажи цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса)
Цель урока: формирование музыкального творчества школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
Задачи урока:
1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
2. Расширить представление детей о мире животных.
3. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки
4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: фортепиано, портрет композитора К. Сен-Санса, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, диапроектор, слайды, видеофильм “Тайны природы”, видео-караоке “Песни для детей”, иллюстрации с изображением животных, плакат с изображением инструментов симфонического оркестра.
ХОД УРОКА
Вход под “ Королевских марш льва” из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса.
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие на музыку Эдварда Грига “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”.
У.: Доброе утро всем,
Доброе утро.
Я рада вас видеть
Сегодня ребята.
Д.: Доброе утро, вам,
Доброе утро.
Мы рады вас видеть
Учитель, сегодня.
У.: Сели ровненько, вспомним и споём песню “Вани и Маши”.
Исполнение песни из оперы “Ваня и Маша”, музыка Э. Гумпердина, русский текст М. Андреевой.
У.: Ручки как у вас лежат?
Ножки как у вас стоят?
Ну, разок, ну другой,
Посмотрите за собой.
Д.: Мы тихонько все сидим,
Мы нисколько не шалим,-
Мы разок, мы другой
“Посмотрели за собой”.
II. Беседа с учащимися о пройденном материале.
У.: Я начну наш урок с музыкальной загадки.
В исполнении учителя звучит песня “Мохнатая Азбука”, музыка С. Никитина, слова Б. Заходера.
У.: В этой сюите, -
Увидите сами! -
Ноты живые:
С хвостами,
С усами.
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты
И даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные-
Кто же они?
Догадались?
Д.: Животные.
У.: Ребята, вспомнили музыкальное произведение, о котором шла речь на прошлом уроке?
Д.: На прошлом уроке мы познакомились с произведением, которое называется “Карнавал животных”.
У.: Кто сочинил “Карнавал животных”?
Д.: Французский композитор К. Сен-Санс.
Слушание пьесы “Петух и куры” из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса.
У.: Вы узнали эту пьесу?
Д.: Пьеса называется “Петух и куры”.
У.: Молодцы. Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока, и мы можем двигаться дальше.
III. Работа над новым материалом.
У.: Сегодня мы продолжим знакомство с животными этого карнавала. Но сегодняшнее занятие будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо – приглашение. Я его прочитаю, а вы послушайте. (Учитель достаёт из конверта письмо и читает ученикам).
У.: Черепаха, слон и львёнок –
Мы поём с утра спросонок.
Каждый друга видеть рад:
Приглашаем в зоосад.
У.: Ребята, а кто знает, что обозначает слово “зоосад”?
Д.: В зоосаде живут животные и птицы.
У.: Совершенно верно. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоосады. В зоопарке учёные наблюдают за животными. Попробуй разгадай тайны таких зверей, как рысь или тигр в лесу! Там с ними с глазу на глаз и не встретишься. Побывав в зоосаде, вы также узнаете много интересного и нового о животных.
У.: Мы сегодня совершим путешествие по музыкальному зоопарку. Согласны?
Д.: Да.
У.: Принимаем приглашение,
Каждый будет очень рад
Посмотреть на зоосад.
У.: Какой же транспорт для передвижения мы выберем? Послушайте загадку и отгадайте её.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И помчались в путь, далёк,
Лишь оставили дымок.
Д.: Поезд.
У.: Занимайте места в “поезде”, а чтобы было веселее, запевайте песню “Зоосад”.
Исполнение песни “Зоосад” на мелодию русской народной песни “Как у наших у ворот”.
Едем, едем в зоосад,
Приглашаем всех ребят.
Мы посмотрим всех зверей –
Своих маленьких друзей. (2 раза)
Едем, едем, не спешим,
В окна весело глядим.
Мы посмотрим всех зверей –
Своих маленьких друзей. (2 раза)
На экране проецируются слайды с изображением животных (зебра, обезьяна, олень, слон, антилопа, джейран). Последний кадр – вывеска “Зоосад”.
У.: Остановка “Зоосад”. Ребята, кто поселился в нашем зоосаде? Многих ли животных изображённых на рисунке, вы знаете? А кого видите впервые?
Дети называют изображённых на таблице зверей.
У.: Где их настоящий дом? Решите кроссворд. Первые буквы этих животных впишите в клеточки.
з | о | о | с | а | д |
У.: Из первых букв этих животных получается слово “зоосад”. Этих животных мы можем увидеть только в зоопарке.
У.: Смотрите, кто вас встречает.
Слушание пьесы “Королевский марш льва” из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса.
У.: Какое животное изображает музыка? На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.
Д.: Музыка изображает льва.
У.: Лев – царь зверей, поэтому “Карнавал животных” открывает “Королевский марш льва”. Мы слышим царственную горделивую поступь. Ребята, давайте вспомним и исполним песню “Я на солнышке лежу” из мультфильма “Как львёнок и черепаха пели песню”. Написал её композитор Г. Гладков на слова С. Козлова.
Исполнение песни “Я на солнышке лежу” по видео-караоке.
У.: Что же это за животное идёт к нам навстречу?
Слушание пьесы К. Сен-Санса “Слоны”.
У.: По характеру музыки определите персонаж пьесы и нарисуйте его словесный портрет. Я дам вам подсказку.
Очень много силы в нём
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос
Лет тысячу рос.
Д.: Слон.
У.: Молодцы. В каком регистре, темпе, характере звучала музыка?
Д.: Музыка звучала в низком регистре. Темп музыки медленный.
У.: “Портрет” слона из знаменитой сюиты К. Сен-Санс “Карнавал животных” написан низкими звуками контрабасов. В низких звуках контрабасов нам невольно чудится движение какого-то огромного существа. Посмотрите на плакат, на котором изображён музыкальный инструмент – контрабас. (Показать плакат с изображением контрабаса). Это самый крупный и низкий по звучанию представитель скрипичного семейства. На контрабасах приходится играть стоя. Внизу у него ножка – шпиль. Контрабасист ставит его на пол, пальцами одной руки зажимает на грифе струны, а другой держит смычок, которым водит по струнам.
У.: Давайте, ещё раз внимательно послушаем пьесу К. Сен-Санса “Слоны”.
Демонстрируется фрагмент “Слоны” из видеофильма “Тайны животных” под музыку Сен-Санса.
У.: А теперь сделаем остановку. Проведём музыкальную разминку под музыку Шаинского “Зверобика”. Выполняем все движения по содержанию песни.
Под музыку “Зверобика” дети четко и быстро выполняют движения.
1. Уселась кошка на окошко,
И стала лапой уши мыть
Понаблюдав за ней немножко
Её движенья можем повторить (моем ушки).
Припев:
Раз, два, три - ну-ка, повтори (2 раза)
Три, четыре, пять – повтори опять (2 раза)
Очень хорошо!
2. Змея ползёт лесной тропою
Как лента по земле скользит,
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить (показываем рукой, как ползёт змея).
Припев:
3. Стоит весь день в болоте цапля,
И ловит клювом лягушат
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят (стоим на одной ноге и машем руками).
Припев:
4. Мартышка к нам спустилась с ветки,
Мартышку надо уважать
Ведь обезьяны – наши предки,
А предкам надо подражать (изобразить, как мартышка спускается с ветки).
Припев:
5. Живёт на свете очень много
Мартышек, кошек и зверей,
Но человек ведь царь природы
И должен знать повадки всех зверей (повторяем движения всех зверей).
Припев:
Просто молодцы!
У.: Ребята, наше путешествие по музыкальному зоосаду подходит к концу. Мы чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательнейшее царство животных. Нам пора возвращаться. Занимайте места в “поезде”. Давайте вспомним, как колёса поезда стучат: “чучу чучу, чучу чучу!”. Гудок подаёт поезд: “Ту - ту!”.
Ученики изображают поездку на поезде
IV. Итог урока.
У.: Что узнали сегодня нового и интересного на уроке?
Д.: Мы познакомились с инструментом “контрабас”.
У.: Кого мы встретили в музыкальном зоосаде?
Д.: Слона, львов. Мы слушали пьесы К. Сен-Санса из цикла “Карнавал животных”.
У.: На следующем уроке мы продолжим составление нашей музыкальной коллекции “Карнавал животных”. Всем спасибо за работу. На память о нашем путешествии в музыкальный зоосад получите фигурки зверят, и дома их раскрасьте.
Музыкальное прощание:
У.: До свидания, дети,
Прозвенел звонок.
Всем спасибо скажем
Окончен наш урок.
Выход из класса под музыку “В зоопарке”, слова З. Петровой, музыка А. Островского.
,