mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    30
    сен
    Юридическая консультация
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    практикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

    Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения практических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе практикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".


    Цель:

    • Закрепить знания, полученные по теме “Трудовое право” (понятия, нормативные документы и т.п.).
    • Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами.
    • Формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.

    Оборудование:

    Трудовой Кодекс Российской Федерации, Конституция РФ, задачи (предполагаемые вопросы “клиента”).

    Ход занятия

    1. Организация работы в группах.

    Класс предварительно разделен на три группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика. Учитель выступает в роли клиента юридической консультации.

    2. Работа в группе.

    Каждой группе учителем предлагаются задачи. Учащимся необходимо, пользуясь документами, ответить на вопросы “клиента”, при этом каждый ученик решает только одну задачу.

    После этого в группе проходит обсуждение выполненных задач, уточнение решений, делаются дополнения. По итогам работы группа составляет мини-справочник по своей теме, например, “Трудовое право несовершеннолетних”, “Что должна знать женщина о праве на труд”. Время работы 15-20 минут.

    3. Представление результатов работы группы.

    Каждая группа представляет подготовленный мини-справочник, составленный из ответов на решенные задачи. Остальные группы слушают ответы, задают уточняющие вопросы.

    4. Оценивание результатов работы.

    В ходе обсуждения в классе выставляется общая оценка группе за работу. Оценивается полнота подготовленного мини-справочника, правильность решения задач. Группа может снизить или повысить оценку тому или иному ученику, с учетом его вклада в общий результат.

    Задания:

    • I группа – отвечает на вопросы несовершеннолетнего подростка;
    • II группа – отвечает на вопросы матери с двумя детьми;
    • III группа – отвечает на вопросы матери с ребенком – инвалидом.

    Вопросы предполагаемых клиентов

    I группа

    Клиент 1. Несовершеннолетний ребенок.

    1.С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?

    Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет - не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.

    2.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 11 месяцев с начала работы. Правильно или нет?

    Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.

    3.16-летний и 20-ти летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации?

    Ответ: Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда.

    4.17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?

    Ответ: Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.

    5.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству?

    Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.

    6.Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые?

    Ответ: Паспорт, справка с места жительства, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения. Обязателен медицинский осмотр (за счёт средств работодателя).

    7.Какие нормы выработки должны быть, если гражданину 17 лет?

    Ответ: Нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм, пропорционально существующей для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.

    8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних?

    Ответ: При повременной оплате труда - с учетом сокращенной продолжительности работы; при сдельной – оплачивается по установленным сдельным расценкам; тем, кто обучается и работает в свободное от учебы время – производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

    II группа

    Клиент 2. Мама с двумя детьми.

    1.Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 14 лет, второму сыну 18 – лет. Он не работает, не учится. Могу ли я воздействовать на него в судебном порядке и заставить его работать?

    Ответ: Да, вы можете воздействовать на него через суд с целью принудительного трудоустройства.

    2.Детям 13 и 15 –лет. Могу ли я рассчитывать на неполный рабочий день?

    Ответ: Да. Этой льготой могут воспользоваться женщины, имеющие детей до 14-ти лет.

    3.Могу ли я работать на дому?

    Ответ: Да. Вы имеете право на заключение такого трудового договора.

    4.Могу ли я попасть под сокращение на моем предприятии, если я мать одиночка?

    Ответ: Нет. Не допускаются увольнения матерей, имеющих детей моложе 3-х лет; одиноких матерей, имеющих детей моложе 14-ти лет.

    5.Чем отличается статус занятого работника от безработного?

    Ответ: Занятость – деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих закону, и приносящая, как правило, заработок.

    Для получения статуса безработного: требуется наличие следующих условий:

    • трудоспособность лица
    • отсутствие оплачиваемой работы
    • регистрация в службе занятости для поиска подходящей работы
    • готовность приступить к работе

    Не могут быть признанными безработными лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы.

    6.Какими гарантиями я буду обладать, как безработная?

    Ответ:

    • Содействие государства в трудоустройстве.
    • Выплата пособия по безработице.
    • Досрочное оформление пенсии по старости.
    • Материальная помощь.
    • Право на бесплатное обучение.

    7.Могут ли меня уволить без предоставления другой работы?

    Ответ: Нет. При увольнении работника работодатель обязан предложить другую работу на том же предприятии или в той же организации, и обязан предупредить об этом за два месяца. Обязательное трудоустройство беременных женщин, женщин имеющих детей до 3-х лет, одиноких матерей с детьми до 14-лет, или детьми-инвалидами до 16-ти лет.

    8.Я педагогический работник. Администрация мне не разрешает совместительство. Кто прав?

    Ответ: Вы правы: педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности. Продолжительность рабочего времени по совместительству не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

     III группа

    Клиент 3. Мать с ребенком – инвалидом.

    1.Могу ли я отказаться от командировки?

    Ответ: Да. Запрещается направление в служебную командировку и привлечение к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни матерей с детьми – инвалидами.

    2.Я не использовала дополнительный отпуск в этом году, могу ли я присоединить его к очередному отпуску?

    Ответ: Нет. Перенесение дополнительного отпуска (14 дней) на следующий год не допускается.

    3.Могу ли я взять неделю оплачиваемого отпуска?

    Ответ: Нет. Вы можете использовать только четыре дня в месяц (дополнительные, оплачиваемые, по своему усмотрению).

    4.Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав?

    Ответ: Администрация неправомочна. Действительно, срочный договор, который заключен на определенный срок, раннее расторгнут быть не может, но у вас уважительная причина. Расчет и выдача трудовой книжки должны производиться сразу в день расторжения договора.

    5.Положена ли мне сокращенная рабочая неделя, если я работаю в г. Братске, приравненному к местности Крайнего Севера?

    Ответ: Да. Коллективным или трудовым договором устанавливается 36-ти часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них Федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

    6.Я могу рассчитывать на работу в шахте?

    Ответ: Нет. Эта работа, на которой ограничивается применение женского труда.

    7.Может воспользоваться мой муж отпуском по уходу за ребенком?

    Ответ: Да. Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

    8.Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?

    Ответ: Да, за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях.

    Дополнительная литература для работы на уроке:

    1. Федеральные законы по вопросам труда.
    2. Указы Президента Российской Федерации.
    3. Постановления Правительства Российской Федерации.
    4. Нормативно – правовые акты (в том числе местного значения).

    Рекомендации

    Предварительно можно предложить учащимся дополнительное задание опережающего характера.

    Задание: Проведите собеседование с родителями и выясните, какие вопросы возникают у них относительного пенсионного обеспечения.

    Собранные вопросы могут быть использованы на уроке. Для работы с ними можно создать еще одну группу, предполагаемый клиент – пенсионер.


    Агапитова Марина Львовна, классный воспитатель
    МОУ "Лицей № 2", г. Братск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4931
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.