mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    30
    окт
    Делимость
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Курс по выбору для учащихся 8–9-х классов

    На занятиях курса по выбору учащиеся углубляют и расширяют знания, получаемые на уроках, приобретают умения решать более трудные и разнообразные задачи. При отборе вопросов, наряду с их внутри математической направленностью учтена и прикладная значимость. Степень проработки, предусмотренная программой данного курса, учитывает также возможности их углубленного рассмотрения в доступной, занимательной форме, обеспечение содержательными задачами. Отличительной чертой данной программы является то, что она частично может быть использована в классах с углубленным изучением математики.


    Пояснительная записка.

    Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. Математические знания, представление о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры.

    В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. Наряду с поступающими на математические отделения и в технические вузы вступительные экзамены по математике сдают будущие физики, химики, биологи, врачи, психологи, экономисты.

    На занятиях курса по выбору учащиеся углубляют и расширяют знания, получаемые на уроках, приобретают умения решать более трудные и разнообразные задачи.

    При отборе вопросов, наряду с их внутри математической направленностью учтена и прикладная значимость. Степень проработки, предусмотренная программой данного курса, учитывает также возможности их углубленного рассмотрения в доступной, занимательной форме, обеспечение содержательными задачами.

    Отличительной чертой данной программы является то, что она частично может быть использована в классах с углубленным изучением математики.

    Содержание программы.

    •   Понятие делимости. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости. Основная теорема арифметики. Свойства деления с остатком. Бесконечность множества простых чисел. Взаимно-простые числа. (4ч)
    • Сравнения по модулю. Основные свойства сравнений по модулю. (4ч)
    • НОД и НОК. Алгоритм Евклида. Критерий взаимной простоты двух чисел. (4ч)

     

    Учебно-тематическое планирование.

    № занятия

    Тема занятия

    Форма проведения

    Контроль

    1-2

    Основная теорема арифметики

    Лекция

    Самостоятельное решение задач с последующей проверкой

    3-4

    Деление с остатком

    Практикум по решению задач

    Тест

    5-6

    Сравнения по модулю

    Лекция

    Самостоятельное решение задач с последующей проверкой

    7-8

    Основные свойства сравнений по модулю

    Практикум по решению задач

    Домашняя контрольная работа

    9-10

    НОД и НОК. Алгоритм Евклида.

    Семинар

     

    11-12

    Зачет по теме "Делимость"

    Зачет

    собеседование

    Требования к знаниям и умениям учащихся:

    • Знать основную теорему арифметики, уметь применять ее при решении задач.
    • Знать основные свойства сравнений по модулю, уметь находить числа, сравнимые по модулю m.
    • С помощью алгоритма Евклида уметь находить НОД и НОК чисел.

    Примерные задачи для проведения занятий:

    1. Натуральное число умножили на каждую из его цифр, получили 1995. Найдите исходное число.
    2. Решите в натуральных числах уравнения: а) x2=y2+21; б) ху = х + у.
    3. Докажите, что число имеет нечетное число делителей (включая 1 и само число), тогда и только тогда, когда оно является точным квадратом.
    4. Сколько делителей имеет число?
      alt
    5. Докажите, что квадрат любого натурального числа либо делится на 9, либо дает при делении на 3 остаток 1.4
    6. Докажите, что если сумма квадратов двух целых чисел делится на три, то она делится и на 9.
    7. Найдите остаток при делении числа 2001 ? 2002 + 20035 на 7.
    8. Найти остаток при делении 9100 на 8.
    9. а) Найдите последнюю цифру числа 7200 + 92002.
    10. б) Найдите 2 последние цифры чисел 20012001, 162002.

    11. Докажите, что при любом натуральном n выражение n3 + 5n делится на 6.
    12. а) Верно ли, что – 17 ? 11(mod 7)?
    13. б) Какой остаток при делении на 73 дает число a, если a ? – 15 (mod 73).

    14. Найти остаток при делении 6100 на 7.
    15. Докажите свойство е).
    16. Докажите, что куб любого целого числа a сравним с самим числом a по модулю 6.
    17. Сумма кубов пяти натуральных чисел делится на 9. Докажите, что произведение этих чисел делится на 3.
    18. Найдите НОД(27? 35? 13; 24? 72? 133), НОК(27? 35 ? 13; 24? 72? 133).
    19. Докажите, что НОД(a, b)·НОК(a, b) = ab для любых натуральных a и b.
    20. Чему может быть равен наибольший общий делитель чисел а) 2n + 1 и n + 1; б) 2n + 1 и 3n + 2; в) 3n + 1 и 8n + 7; г) n + 1 и n2 + n + 1 при различных n?
    21. С помощью алгоритма Евклида найдите а) НОД (20, 14); б) НОД (39, 102).
    22. Докажите, что для любых двух чисел алгоритм Евклида заканчивается, то есть остаток становится равным 0 после конечного числа шагов.
    23. Докажите что для любых целых чисел a и b НОД(a, b) равен a) НОД(a+b, b); б) НОД(a b, b); в) НОД(a kb, b) для любого целого ka и b – целые числа, r – остаток от деления a на b. Докажите, что НОД(ab) = НОД(br). Докажите, что результатом алгоритма Евклида является НОД(a, b).
    24. Найдите НОД.
      alt
    25. На прямой сидит блоха, и прыгает всякий раз либо на 15 сантиметров вправо, либо на 21 сантиметр влево. В каких точках прямой может побывать эта блоха?
    26. .Докажите, что а) если m1 и m2 линейно представимы через a и b, то m1 + m2 и m1m2 также линейно представимы через a и b; б) если m линейно представимо через a и b, то km представимо через a и b для любого целого k; в) НОД(a, b) линейно представим через a и b; г) число m линейно представимо через a и b тогда и только тогда, когда оно делится на НОД (a, b).
    27. В государстве имеют хождение монеты достоинством a и b золотых, где a и b – взаимно простые натуральные числа. Докажите, что покупатель может заплатить в магазине любую сумму в целое число золотых (возможно, получив сдачу), при условии, что и у покупателя, и у продавца имеется достаточно большой запас монет каждого достоинства.

    Контрольные задания:

    1. Может ли сумма квадратов двух нечетных чисел быть квадратом четного числа?
    2. Пятая степень числа оканчивается на ту же цифру, что и само число. Почему? Для каких еще степеней это верно?
    3. Квадрат целого положительного числа оканчивается на те же 2 цифры, что и само число. Что это за цифры?
    4. Докажите, что ни при каком натуральном k число 3k + 5k не является квадратом натурального числа.
    5. Найти остаток при делении (116 + 1717)21? 749 на 8.
    6. Докажите, что если a и b – натуральные числа, причем а2 + b2 делится на 21, то а2 + b2 делится и на 441.
    7. При каких натуральных n выражение n2 6n 4 делится на 13?
    8. Докажите, что n3 + 2 не делится на 9 ни при каком натуральном n.
    9. Последовательность чисел Фибоначчи задана по следующему правилу: Ф1 = Ф2 = 1, при n >  1 Фn+1 = Фn + Фn – 1 (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,...). К числам Ф 100 и Ф99 применили алгоритм Евклида. Через сколько шагов он закончится, и чему равен его результат?
    10. Числа a, b и c взаимно просты в совокупности, то есть НОД(a, b, c) = 1. Докажите, что любое целое число линейно представимо через a, b и c, то есть для любого d существуют целые x, y и z такие, что d = ax + by + cz.
    11. Десятичная запись числа A состоит из 30 единиц и нескольких нулей. Может ли число A быть полным квадратом?
    12. Найти все k, для которых 2k 1 делится на 7.
    13. Докажите, что если число a + b + c делится на 6, то число a3 + b3 + c3 тоже делится на 6.
    14. Найдите НОД (235 + 1, 2100 + 1).
    15. В государстве имеют хождение монеты достоинством a и b золотых, где a и b – взаимно простые натуральные числа.
    16. а) Докажите, что такими монетами можно набрать (без сдачи) любую сумму, начиная с 2ab золотых.

      б) Найдите наибольшее число золотых, которое нельзя набрать такими монетами.

    17. a и b – взаимно простые натуральные числа. В доме есть лифт с двумя кнопками, одна из которых поднимает лифт на a этажей вверх, а вторая опускает на b этажей вниз, если это возможно (например, на последнем этаже первая кнопка не работает). Докажите, что на этом лифте можно попасть с любого этажа на любой другой, если высота дома не меньше а) 2ab ; б) a + b.

    Литература для учащихся:

    1. Н.Я. Виленкин. Алгебра, учебник для 8 классов с углубленным изучением математики. Москва, Просвещение, 2000г
    2. М.Л. Галицкий. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Москва, Просвещение, 2003г
    3. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника математики. Москва, Просвещение, 1990г

    Литература для учителя:

    1. И.В. Кадыров. Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий по математике. Москва, Просвещение, 1983г
    2. И.И. Баврин. занимательные задачи по математике. Москва, Владос, 2003г
    3. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Москва, Просвещение, 1991г

    Александрова Наталья Михайловна



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5867
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.