mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    21
    сен
    Проблемы развития старшеклассников
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Психология
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Развитие личности подростка представляет собой процесс его вхождения в новую социальную среду, а также освоения новых, социальных ролей в обществе. Предлагаемая вашему вниманию "Карта самопознания" поможет старшеклассникам раскрыть свои способности, смоделировать определенную систему отношений, что в дальнейшем станет необходимостью для будущей жизни.


    О чем мечтают многие родители, воспитатели и учителя? Они мечтают о том, чтобы их дети, их ученики научились жить более полной и гармоничной жизнью, чтобы они стали сильными, самостоятельными,

    защищенными от превратностей судьбы, умными и творческими людьми. Через некоторое время эти мечты разбиваются о камни нашего незнания природы человека и личности, да и просто от нашего неумения подойти к конкретному ребенку.

    Индивидуальный психологический подход к личности и психике детей продолжает оставаться благим пожеланием в большинстве образовательных учреждений.

    Телега школьной жизни продолжает по инерции двигаться в прежнем направлении, обучая детей множеству наук, забывая о главном – общей культуре личности, нравственной, эстетической, психологической, познавательной и физической.

    Наше образовательное учреждение ставит перед собой задачу - формировать в каждом ребенке ЛИЧНОСТЬ.

    Решение этой задачи от администрации школы и всего педагогического коллектива требует многого:

    Во-первых, переориентации мышления педагогов, осознание целей, принципов воспитательной работы с детьми.

    Во-вторых, предполагает взаимодействие сотрудничества ребенка и взрослого, то есть учителя и ученика в совместной деятельности.

    В-третьих, предвидеть конечный результат работы.

    Педагог-психолог может и должен стремиться к тому, чтобы стать первичным достоверным источником диагностической информации о ребенке, своеобразным компьютером - собирателем и анализатором данных о конкретном ребенке в определенной сфере его деятельности.

    Для реализации этой задачи среди учащихся 10-11 классов и была введена “КАРТА САМОПОЗНАНИЯ”, которая была разработана в 1999 году работником Академии педагогических наук кандидатом педагогических наук Бондаревым Валерием Петровичем.

    Карта представляет собой небольшой сборник методик по изучению и развитию психологических особенностей детей.

    ЦЕЛЬЮ создания карты является: ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ПОЗНАТЬ В СЕБЕ ТО, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ И ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СВОЕГО БУДУЩЕГО. Исходя из поставленной цели были определены и задачи:

    - Дать подросткам такие знания о себе, без которых невозможно реально планировать свою будущую жизнь.

    - Помочь старшеклассникам разобраться в том, что с ними происходит.

    - Научить их управлять собой в разных жизненных ситуациях.

    - Научить умению строить свои отношения с окружающими.

    - Номочь подросткам научится определять свои сильные и слабые стороны.

    - Научить правильно воспринимать критику и реагировать на нее.

    Заполнение карты предполагается в течение всего учебного года.

    На первой странице карты дано объяснение, которое даст ответы на всевозможные возникающие вопросы старшеклассника.

    Теперь хотелось бы кратко ознакомить вас с содержанием карты.

    1. “КТО Я? КАКОЙ Я?”

    Ответы на эти вопросы могут отражать желания ребенка, чувства, взаимоотношения с разными людьми, черты характера, привычки и т.д.

    Указывая те характеристики, которые действительно важны для него, заставят задуматься о недостающих качествах.

    2. “ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ”.

    3. “КАЧЕСТВА”.

    Здесь старшекласснику предложено записать свои положительные качества и недостатки, отметив те, от которых хотелось бы избавиться.

    4. “Каким мне хотелось бы быть?”

    Ответив на этот вопрос, подросток сможет просмотреть не только человеческие качества, чувства, образ жизни, который ему хочется

    иметь в будущем, но и задуматься над восточной мудростью:

    “НЕ БУДЬ СЛИШКОМ СЛАДКИМ – КАК БЫ ТЕБЯ НЕ СЪЕЛИ, НЕ БУДЬ СЛИШКОМ ГОРЬКИМ – как бы тебя не выплюнули”.

    5. “АССОЦИАЦИИ”.

    В выполнении этого задания предлагается проявить творчество. Сравнить себя с растением, животным, предметом мебели, на который похож старшеклассник по каким-то определенным признакам.

    6. “ТЫ УМЕЕШЬ?”

    Это задание дает возможность подростку выявить навыки самооценки из предлагаемого списка, что позволит ему оценить самого себя.

    7. “ЗАЧЕМ Я? ЧЕГО Я ХОЧУ?”

    Целью этого задания является получение целостного представления о различных ценностях подростка и определение значимости указанных в списке.

    8. “ЧТО ВО МНЕ ВЫРОСЛО?”

    На этот вопрос старшекласснику предложено ответить в конце учебного года. Поразмыслить над тем, что изменилось в нем в лучшую сторону, а что стало хуже. Это позволит сравнить ребенку себя в начале года и в конце года, а также поможет определить дальнейшие перспективы саморазвития и самопознания учащихся.

    Включенные в данную КАРТУ методики приближены к практике саморазвития и самопознания, отсюда она и получила такое название.

    Кроме того, они носят преимущественно практический характер и их данные доступны пониманию и осознанию, как взрослыми, так и самими детьми. Неслучайно значительная часть методик включает в элементы творчества детей, активизируя их интеллектуальную, художественную, эмоциональную и познавательную сферы.

    И в заключение, мне хотелось бы отметить, что работа по этой проблеме только-только начинается, и успешно развивается благодаря поддержке администрации нашей школы. Но уже сегодня мы думаем и разрабатываем “Программу развития личности ” в процессе освоения ею новых социальных позиций.

    Надеемся, что эта новая программа сориентирует и родителей и педагогов на использование таких методов как,

    • наблюдение (при многопрофильной оценке личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности )
    • опросники (при изучении направленности, интересов, мотивов действий )
    • проективные тесты (ситуации, незаконченные предложения )
    • анкеты (по выявлению взаимоотношения ребенка в коллективе)


    Бабынина Елена Вячеславовна, учитель русского языка, психолог

    ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 263", Москва



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 3362
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.