mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2010
    25
    окт
    Изучение профилирующих дисциплин как аспект межпредметного обучения
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Педагогика
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Межпредметные связи, опыт преподавания профилирующих дисциплин в подготовке студентов к практической деятельности, развитие у них научного кругозора и помощь в выработке мировоззрения.

    За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя, он стал разработчиком содержания обучения. Одновременно возросли требования к самому учебному процессу. Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, на ее активность в учебном процессе, требует изменений в технологии обучения: предпочтение отдается деятельностным и личностным ориентированным технологиям. Преподаватель должен владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность и самоконтроль.

    В результате изучения специальных дисциплин студент должен овладеть основами профессии, быть готов к выполнению производственно- управленческой, конструкторско-технологической, опытно-эксперементальной деятельности.

    Усвоению материала, изучаемого циклом специальных дисциплин, в большей степени способствуют межпредметные связи. Межпредметные связи не только позволяют установить своеобразные “мостки” между учебными дисциплинами, но и на основе общности содержания этих дисциплин построить целостную систему обучения.

    Из опыта преподавания специальных дисциплин видно, что взаимосвязи учебных дисциплин обеспечивают повышение качества знаний, способствуют подготовке студентов к практической деятельности, развивают у них многосторонний научный кругозор и помогают выработке мировоззрения. Применяя технологии обучения специальных дисциплин, акцентирую внимание на межпредметные связи.

    Учебная тема, изученная на межпредметной основе, представляет собой динамическую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую пробудить творческую инициативу и познавательную самостоятельность студентов.

    По временному признаку различают три вида связей: предшествующие

    (использование материала, изученного по другим предметам); сопутствующие (использование материала предметов, изучаемых параллельно) и последующие (привлечение материала из еще не изученных предметов или тем)

    Любая тема профилирующей дисциплины, как правило, базируется на большом числе предшествующих предметов. К примеру, темы : “Производство заготовок”; “ Расчет режимов резания”; “Расчет припусков”; “ Точность механической обработки деталей”; “Выбор баз при обработке заготовок” и др. перекликаются в дисциплинах: “Инженерная графика”; “Материаловедение”; “Процессы формообразования и инструменты”; “Метрология, стандартизация и сертификация”; “Технология машиностроения”; “Технологическая оснастка” и др. Зачастую понятие и определения каких либо терминов изучаются в предшествующих дисциплинах, а обширное изучение тем в последующих.

    Также профилирующие дисциплины связаны с целым рядом общепрофессиональных и специальных дисциплин, что представляет многоплановые межпредметные связи.

    После определения видов межпредметных связей устанавливается объем их использования. Из опыта работы преподавателей накапливается фактический материал о том, каким образом межпредметные связи осуществлялись по той или иной теме.

    Также межпредметные связи классифицируются на прямые (сущностные) и косвенные (инструментальные). Прямая связь объединяет учебный материал различных дисциплин единством понятий, используемых законов. Одно и то же содержание учебного материала, изучается вначале в одной дисциплине, затем его же можно встретить в другом курсе, но в несколько ином аспекте и с иными выводами. Конечно, нельзя полностью избежать дублирования учебного материала, но необходимо использовать с целью создания взаимосвязи различных дисциплин. Косвенные связи заключаются в использовании в другой дисциплине ранее изученного учебного материала в качестве вспомогательного средства для получения новых данных.

    В центре межпредметного обучения стоят такие методические приемы, которые содержат элементы исследования и способствуют организации поисковой познавательной деятельности. Это, прежде всего, проблемное обучение на базе межпредметных связей: создание на уроках проблемных ситуаций, для решения которых нужно использовать знания из различных дисциплин; постановка межпредметной проблемы на уроке по одному предмету и ее решение на уроках по другому предмету; серия уроков по разным предметам, нацеленная на решение определенной проблемы; специальные обобщающие уроки, конференции, семинары, раскрывающие взаимосвязь технических проблем и методов их решения (например, семинары по техническим дисциплинам).

    Решению межпредметных проблем способствуют методические приемы, организующие воспроизведение знаний из других дисциплин: словесные, наглядные и практические.

    Широко осуществляются межпредметные связи в проведении семинаров, межпредметных недель по техническим дисциплинам, комплексных конференций, где происходит вовлечение в работу студентов разных групп и разных курсов.

    Разносторонность знаний студенты показывают и в период учебно- производственной и производственной практики. Межпредметные связи , как средство обучения особенно требуют согласованности в содержании смежных дисциплин, а это достигается целенаправленным взаимопосещением занятий, совместным планированием, совместным учетом знаний и умений (проведение комплексных контрольных работ) в получаемых студентами занятия по разным дисциплинам.

    Таким образом, межпредметные связи развивают умственные способности студентов. Перекликающиеся темы стимулируют сотрудничество преподавателей и значительно повышают качество преподавания специальных дисциплин.


    Вандык Рамиля Тагирзяновна, преподаватель спецдисциплин

    Заинский политехнический колледж



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2684
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.