mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2010
    13
    дек
    Творчество — это...
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Конспект урока по музыке (педагогическая технология "Творческая мастерская")

    Творчество – это один из видов музыкальной деятельности детей разного возраста. Поэтому будущему педагогу так важно знать необходимость творчества, его истоки и условия успешности в создании даже самого элементарного продукта творчества. На уроке рассматриваются варианты поиска тем для творчества, анализируются источники и средства для выражения мыслей и эмоций на примерах произведений композиторов и поэтов Удмуртии.


    Форма урока: творческая мастерская

    Цель урока: осознание процесса творчества как вида художественной деятельности.

    Задачи:

    • формирование собственного понимания “творчества”, обучение импровизации в разных видах исполнительской деятельности;
    • развитие творческих способностей в ходе разных видов исполнительской деятельности и “словаря эмоций”, формирование умения вглядываться в мир “духовными глазами”;
    • воспитание эстетических чувств и патриотизма на примере произведений удмуртских авторов.

    Продолжительность урока: 45 минут

    Оборудование урока и раздаточный материал:

    • компьютер,
    • мультимедийный проектор,
    • аудио -, видео - аппаратура,
    • синтезатор,
    • книжки “Мои поэтические пробы”,
    • материалы для создания стилизованных костюмов.

    Межпредметные связи: литература, МХК, изобразительная деятельность, краеве дение, игра на музыкальных инструментах, детский музыкальный театр.

    Ход урока

    1. Организационный момент и постановка цели урока.

    - Здравствуйте, сегодня мы продолжаем разговор о видах музыкальной деятельности.

    Какие виды музыкальной деятельности вы уже знаете?

    Предполагаемый ответ: Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие. Мы знакомы и со следующим видом музыкальной деятельности – исполнительством: пение, музыкально – ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах.

    Сегодня мы познакомимся со следующим видом музыкальной деятельности – творчеством.

    2. Основная часть

    Итак, начнем!

    (Фильм, на его фоне звучит стих. В. Семернина “Музыка всюду живет”.)

    Ветер чуть слышно поет,
    Липа вздыхает у сада…
    Чуткая музыка всюду живет -
    В шелесте трав,
    В шуме дубрав -
    Только прислушаться надо.

    Звонко струится ручей,
    Падает гром с небосвода -
    Это мелодией вечной своей
    Мир наполняет природа!

    Тихие слезы свои
    Ива роняет у брода...
    Трелью приветствуют ночь соловьи.
    Звоном ветвей,
    Песней дождей
    Мир наполняет природа.

    Птицы встречают восход,
    Ласточка солнышку рада!
    Чуткая музыка всюду живет, -
    Только прислушаться надо.

    - Только прислушаться надо...

    Часто ли мы прислушиваемся?

    Что вы слышите в звуках природы?

    Для чего это нужно?

    Нужно ли это творческому человеку?

    Что такое творчество?

    (Предполагаемый ответ детей: творчество- это создание нового)

    - А создание нового – это сложный процесс?

    (ответы детей)

    - “Художник тот, кто умеет разглядывать в окружающей действительности не только очевидное, бросающееся в глаза, но и скрытое, потаенное, ускользающее от прямого взгляда, кто умеет ощутить невидимое через видимое”. К. Станиславский.

    - Чему можно удивиться, гуляя среди деревьев в парке или по бульвару?

    (ответы детей)

    Слайды и беседа с детьми о характерах образов на слайдах.

    -Деревья как и люди все разные:

    • богатые и роскошные
    • хворые и убогие
    • скромные и приземистые
    • стоящие в ряд дружно как солдаты, и в кружочек - как друзья

    - Зимой они какие?

    (Предполагаемый ответ детей: одинокие, застывшие, взъерошенные)

    - А весной?

    (Предполагаемый ответ детей: свежие, тянущиеся к солнцу, к жизни)

    - Летом?

    (Предполагаемый ответ детей: пышные, сочные, с темной густой зеленью)

    - Осенью?

    (Предполагаемый ответ детей: вялые, печальные, даже если сначала яркие, эта красота тускнеет, краски блекнут)

    - Какими деревьями вы хотели бы быть?

    - А можем ли мы себя сравнить с деревьями?

    - Ноги- корни, туловище - ствол, руки - ветви.

    - А нужно ли нам лицо? “Глаза это зеркало души”. Можно представить, что деревья имеют глаза и смотрят на нас так же, как и вся природа. Даже песня была в 80-е годы, и мы очень ее любили:

    “С целым миром спорить я готов,
    Я готов поклясться головою,
    В том, что есть глаза у всех цветов,
    И они глядят на нас с тобою...”

    - А если представить целую рощу весенних деревьев, то каждое дерево будет по-своему необычным, что будет видно в вашей пластике и глазах.

    Звучит фрагмент музыкального произведения Вивальди “Весна”

    (дети в пластике изображают весеннюю рощу)

    - Было нелегко, но мы справились. Что помогло нам в этом творчестве?

    - А сейчас еще один шаг. У вас есть книжки с еще пока чистыми страницами “Мои поэтические пробы”. Попробуйте сложить стих о любом из деревьев. Получится у каждого по-своему, но этим вы все и отличаетесь.

    Сочиняем. Музыкальный фон - И.С. Бах “Воздух”

    Зачитываем и анализируем получившиеся строки.

    - Что помогло вам творить, создавать?

    - А послушайте, как это получилось у Флора Васильева - известного удмуртского поэта.

    “Над речкой около обрыва,
    Печально глядя в глубину,
    Стоит развесистая ива
    И гладит листьями волну...
    Прозрачный месяц
    Каждый вечер
    Сияньем иву осыпал,
    И, намотавшись за день, ветер
    В тени под ивой засыпал ...”

    - Это был фрагмент стихотворения Флора Васильева. Помогли ему наблюдательность, умение удивляться самому простому.

    - Насколько удивительными показались мне три небольшие вокально-хоровые произведения! Послушайте их. Что вас удивит в этих произведениях? Вслушайтесь!

    Исполняются песни в сопровождении синтезатора.

    “Береза”. “Дуб”. “Ива”. (Муз. Ю. Толкача, стих. И.Токмаковой).

    - Что удивило, привлекло вас в этих песнях?

    (Предполагаемый ответ детей: Деревья - живые, сравниваются по характеру с людьми)

    - Какие деревья по характеру?

    (Предполагаемый ответ детей: Дуб-богатырь, крепкий, сильный, не боится мороза и простуды. Поэтому музыка - энергична, бодра, решительна.

    Береза - загадочна, кокетлива, мила, изящна.

    Музыка - легка, грациозна, подвижна, воздушна, как вальс.

    Ива - застенчива, плаксива, нежна.

    Музыка - монотонна, заунывна, вопрошающа)

    - В ваших книжках есть слова этой песни, они вам помогут быстрее выучить её.

    - Подпевайте мне.

    Разучиваем песню

    - Что еще требует внимания в этой песне? Вслушайтесь!

    Исполняю “Иву”. Дети подпевают.

    Ищем паузы.

    - Тишина не может быть пустой, чем можно заполнить ее?

    Исполняем вместе “Иву”.

    - Подберем эти звуки. Кто не “боится” синтезатора? Вот вы будете у нас главным звукорежиссером.

    Исполняем с синтезатором “Иву”.

    - Мы подобрались к самому главному. Пели, испытали себя в пластике, сочиняли рифмы, руководили своими эмоциями и музицировали.Осталось все это соединить.

    - Кто может кроме нас наблюдать за ивой, жалеть её, сочувствовать ей?

    (Предполагаемый ответ детей: Деревья, её окружающие.)

    - Попробуем создать особую ауру вокруг ивы: поющие деревья,рассказывающие об иве, жалеющие её. Получится настоящий театр. Зрители, артисты есть. Декорациями будет слайд на экране.

    - Разложенные на столах различные разноцветье платки, шарфы, зеленые ветки и т.д. помогут создать нам стилизованные костюмы.

    Исполняем.

    3. Итог урока.

    - Все, что произошло, - результат нашего творчества. А сейчас воспользуемся приемом пятистрочного стихосложения синквейн . Ключевым словом будет являться слово “творчество”.

    Сочиняем синквейн.

    Зачитываем и анализируем.

    У каждого из вас получился свой вывод. Ответ для вас, конечно, не окончательный.

    Творчество - это...

    - Вы еще будете размышлять над тем, что такое творческтво, если будете наблюдательными, внимательными и думающими людьми, если сможете увидеть среди простого нечто необычное…

    Книжки остаются у детей на память.

    Литература:

    1. Васильев Ф. Избранное.-Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1996
    2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000
    3. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьноков.-М.: Издательский центр “Академия”,2001
    4. Семернин В. Музыка всюду живет. Стихи о музыке.М.: “Советский композитор”, 1991
    5. Толкач Ю.Л. Родные картинки. Песни для детей младшего возраста.- Ижевск: Издательство “РХД”, 2005

    Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/122010/Творчество_приложение_(support.shpors.ru).doc

    Василевская Галина Степановна, преподаватель музыки

    ГОУ СПО "Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж"



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4310
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.