mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    08
    фев
    Лингвистический анализ текста
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    урок русского языка в 6-м классе

    Урок предполагает повторение некоторых лингвистических понятий, например, прямое и переносное значение слова, тема текста, основная мысль текста и т.д. На уроке рассматриваются также вопросы, связанные с определением роли имени прилагательного и глагола в тексте. На уроке продолжается работа над формированием у шестиклассников умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.

    ЦЕЛИ:

    1. научить школьников проведению лингвистического анализа текста;
    2. выявить художественные средства, использованные автором в тексте, предложенном для анализа;
    3. определить их роль в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
    4. способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения;
    5. заинтересовать учащихся проводимым на уроке анализом текста, сохранив его целостное восприятие;
    6. продолжить работу над формированием уме6ния выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах, работать в группе.

    I. Психологическая подготовка к теме урока.

    (Звучит музыка – П.И. Чайковский “Времена года” (“Октябрь”) и идет показ слайдов об осени).

    Сегодня на уроке мы вновь будем говорить об осени. Вспомните, мы уже рассматривали стихотворные тексты, посвященные осени (стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Фета), описывали картину С.Ю. Жуковского “Осень. Веранда”, делились своими впечатлениями об осени в сочинении “Мало ли что можно делать в лесу”.

    - А какие приметы осени вы могли бы назвать? Как бы вы рассказали об этом времени года, например, жителям тропиков, которые не знают, что такое осень в нашем понимании?

    - Итак, каждый из нас видит происходящие в природе изменения, но реагируем мы на них по-разному. У кого-то щемит сердце при виде улетающих на юг птиц, и печальном шелесте листьев под ногами, кого-то восхищает необычайная красота пестрого осеннего леса, кто-то безразличен ко всем этим изменениям. Но есть люди, которые видят все, что происходит вокруг них, удивительно ярко и отчетливо, реагируют на малейшие изменения природы. А если такой человек вдобавок ко всему наделен чувством слова, то он выражает свои мысли , чувства, настроения так, как это делают писатели. Благодаря этому мы с вами можем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать, со-радоваться, читая: “Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…” Но читая описания осени у разных писателей, мы видим, что осень у каждого из них разная, особенная. Сегодня мы обращаемся к нескольким произведениям, посвященным осени. А начнем с чудесной зарисовки писателя Николая Сладкова “Золотой дождь”. Постарайтесь понять особенности его восприятия осени, увидеть своеобразие его речи, понять, как ему удается сказать об обыденном, повседневном так необычно и красиво.

    II. Знакомство с текстом.

    Золотой дождь.

    Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.

    И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

    Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

    Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.

    Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

    Шумит золотой дождь.

    Н. Сладков

    III. Лингвистический анализ текста.

    - О чем этот текст? (О листопаде.)

    - Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется в тексте? (По смыслу текста.)

    Как вы думаете, зачем автор называет листопад “золотым дождем”, почему бы не сказать просто: “Листопад”? (Сладков хотел показать, что обычное ежегодное явление – листопад – необычно и удивительно красиво, для этого он использовал не само слово, отражающее природное явление, а создал образ листопада.)

    - Нам необходимо разобраться, как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимает, о чем идет речь. Необычное начинается с первого предложения: ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОШКИ И ЩЕЧКИ, СПИНКИ И ЖИВОТИКИ. “Переведите” слова автора на обычный язык, назовите все своими именами.

    - Посмотрите, какой многословный у нас получился перевод, а у Сладкова все – в одном предложении!

    - Проведем лингвистический эксперимент. Я прочитаю вам это предложение, сохранив все слова, только чуть-чуть их изменю: ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОНИ И ЩЕКИ, СПИНЫ И ЖИВОТЫ. Изменилось ли что-нибудь в предложении? (Исчез образ маленького, симпатичного, беззащитного существа.)

    - Почему это произошло? Что я изменила в предложении? (Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы, и предложение потеряло свое очарование и смысл.)

    - Читаем следующее предложение: И ДО ТОГО НАЛИЛИСЬ И ПРОПИТАЛИСЬ СОЛНЦЕМ, ЧТО К ОСЕНИ САМИ СТАЛИ КАК СОЛНЫШКИ – БАГРЯНЫМИ И ЗОЛОТЫМИ. Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет.)

    - Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет (под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску.)

    - Как вы считаете, автор не знает этого? (Знает, но ему нужно показать листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)

    - Читаем дальше: НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ И ПОТЕКЛИ. Почему появилось такое необычное слово ПОТЕКЛИ? Почему не ЗАКАПАЛИ? (Глагол ЗАКАПАЛИ передает действия единичных явлений, а глагол ПОТЕКЛИ - действие сплошного потока. Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня.)

    - Прочитайте следующие предложения: ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ… ЗАПРЫГАЛИ БЕЛКАМИ… ПОНЕСЛИСЬ КУНИЦАМИ... НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ, значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они ПОЛЕТЕЛИ, ЗАПРЫГАЛИ, ПОНЕСЛИСЬ! Может быть, автор ошибся? (Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: БАГРЯНЫЕ И ЗОЛОТЫЕ.)

    - Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора – индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. “Характеры” разные, вот и действуют они по-разному.)

    - Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Противоречия нет. Дождь у Сладкова – необычный, золотой. Автор следующим предложением это подтверждает: ЗАШУМЕЛ В ЛЕСУ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.)

    - Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы? (Автор показывает изменения в осеннем лесу.)

    - Действительно, дождь у Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:

    КАПЛЯ ЩЕЛКНЕТ – СОРВЕТСЯ ЛИСТ…

    СИНИЦЫ ЗАВОЗЯТСЯ – ЛИСТЬЯ БРЫЗНУТ…

    ВЕТЕР НАЛЕТИТ – ЗАКРУЖИТСЯ СМЕРЧ.

    КОСАЧ ВЛОМИТСЯ – ХЛЫНЕТ ВОДОПАД.

    Кто заметил особенности, “изюминки” этой картины? (Во-первых, на каждое действие в природе листочки отвечают по-своему; во-вторых, все идёт по возрастающей: чем сильнее воздействие, тем больше листьев падает с дерева.)

    Обратите внимание на существительное КАПЛЯ. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может СОВЕРШИТЬ КАПЛЯ. (Капнет, растечется, высохнет, упадет…) А Сладков использует глагол ЩЕЛКНЕТ. щелкнуть может дверной замок, птица, бич. Почему же у Сладкова капля ЩЕЛКАЕТ? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому натянутому листочку звучит, как щелчок.)

    - Следовательно, автор рисует не только зримую, но и звуковую картину. Перечитайте текст каждый вслух, негромко, вслушивайтесь в звуки текста. Что вы услышали? (Обилие шипящих свистящих звуков, что соответствует осенним шорохам, шелесту.)

    - Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то важное при таком прочтении было упущено. Что же? (Смерч – пестрый, косач – неуклюжий; водопад – сверкающий.)

    - Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) И не только картину. Как характеризует прилагательное НЕУКЛЮЖИЙ косача? (При помощи данного определения показан характер движения данной птицы.) А какова роль глагола в этом предложении? (Глагол дополняет характеристику птицы: не просто СЯДЕТ, а ВЛОМИТСЯ.)

    - Итак, мы видим, что у Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Слова ВЛОМИТСЯ и НЕУКЛЮЖИЙ соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.

    - Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь не обычный, а золотой. Рассмотрим следующее предложение: ЛИСТЬЯ ШУРШАТ, СКРЕБУТ, ЛОПОЧУТ. ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ. ЛИСТЬЯ ВВЕРХУ, ВНИЗУ И ВОКРУГ. Как подчеркивает автор отличие обычного дождя от “золотого”? (При помощи глаголов, обозначающих различные действия, и наречий.)

    - ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ…ЛИСТЬЯ. Три предложения – три повтора слова. Мы помним, что нужно избегать повторов, заменять их синонимами. Давайте попробуем отредактировать этот отрывок, избавимся от повторяющегося слова. Сделайте вывод. (Делать этого нельзя, т.к. повторы в данном случае оправданы, необходимы, они показывают обилие осенних листьев, разгар листопада.)

    ШУМИТ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ – так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью.

    Мы видели, как изобразил одно из явлений осени – листопад Н. Сладков. Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.

    IV. Знакомство учащихся с текстами, посвященными осени.

    Обиженной девочкой осень
    Уходит,
    Срывая цветы…
    И голая ива маячит
    Над синью холодной травы.
    И осень,
    Как девочка, плачет
    Над россыпью алой листвы.

    Ф. Васильев

    Осень листья рассылает,
    Золотую стаю,
    Не простые, золотые
    Я листы читаю.
    Залетело на крыльцо
    Золотое письмецо.
    Я сижу, читаю.

    А. Барто

    Золотая осень, погоди немножко!
    За леса и горы ты не уходи!
    На тебе янтарные светятся сережки,
    Золотые бусы блещут на груди.
    В золотых сапожках ножки-невелички,
    Золотой платочек вьется на юру,
    А косички, словно у моей сестрички,
    У моей сестрички – маленькой Гулру.

    Г. Сулейманова

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной…
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем сврй.

    И. Бунин

    - В каком образе предстает перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? (У Ф. Васильева осень – обиженная девочка, у А. Барто – почтальон, рассылающий письма-листья, у Г. Сулеймановой – красавица девушка, у И. Бунина – тихая вдова.)

    - Назовите приметы каждого образа осени.

    - А теперь каждому из вас предстоит стать писателем и написать об осени, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит осень в каком-то образе, придумает атрибуты каждого образа (волшебница – волшебная палочка, художник – кисти и краски) и подберет необходимые для раскрытия данного образа языковые средства. Создайте свою миниатюру об осени.

    Рефлексия

    1. Что у меня получилось неплохо?
    2. Чему нужно уделить особое внимание?
    3. Над чем мне следует ещё работать?
    4. Какое у меня в конце урока настроение?

    Васильева Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы

    МОУ Гимназия № 86, г.Нижний Тагил, Свердловская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 10344
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.