Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Тема: Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина.
Цели урока:
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Тема, цели, задачи.
2. Привести подобранные примеры-высказывания о языке как эпиграфы к уроку.
Например:
1. «Явился Пушкин, и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное – стал развязен, естествен, стал вполне русским языком». (В.Г. Белинский)
2. «Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!» (И. Северянин)
II. Повторение пройденого и поэтапное изучение нового
1. Проверка домашнего задания, повторение.
2. Актуализация знаний учащихся и подготовка их к самостоятельному поиску и отбору материала из предложенной информации по новой теме.
Учитель. Самый богатый стиль речи – художественный, ведь он вбирает в себя все остальные. Другими словами, художественный стиль может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.
– Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. (Образность, широкое использование средств других стилей, особенно разговорного. Главная функция художественного стиля – эстетическая.)
– Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля? (Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Человек таким образом подключается к «художественному полю», художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека. Эстетическая функция играет особую роль, особенно ясно это видно в сравнении с функциями других стилей речи: коммуникативной (функции общения)– разговорный стиль, информативной (функция сообщения) – официально – деловой стиль и т.д.)
– Какие средства художественной выразительности вам известны? (Тропы, стилистические фигуры, или фигуры речи.)
III. Работа с классом по изобразительно-выразительным средствам:
1. Повторение понятийного словаря по ИВС и фигурам речи.
2. Фронтальный опрос по вопросам:
Подводится итог по выявленному уровню знаний учащихся по изученной ранее теме.
3. Терминологический диктант по названым определениям.
Учитель читает правило, а ученики записывают термин. Слова записываются под номерами в зависимости от предложенного определения.
Ключ:
1. Метафора
2. Сравнение
3. Эпитет
4. Метонимия
5. Гипербола
6. Литота
7. Ирония
8. Аллегория
9. Олицетворение
10. Перифраза
11. Анафора
12. Эпифора
13. Антитеза
14. Градация
15. Инверсия
Задания, читаемые учителем.
– Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке:
IV. Выступления учащихся с сообщениями по темам:
Выступление проходит по плану. План – на доске; ученики записывают его в тетрадь по мере ответа выступающего.
По окончанию выступления учащиеся делают обобщение– вывод по предложенному плану (в заготовках к уроку) о предшественниках А.С. Пушкина и роли А.С. Пушкина в истории литературного языка.
V. Работа-обобщение по плану, объяснение нового
Можно предложить учащимся самостоятельно составить план по теме, используя теоретический материал, изложенный в параграфах учебника; возможен вариант работы детей в группах.
План.
VI. Зактепление материала
Слово учителя. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например: Данте Алигьери в Италии, Вильям Шекспир в Англии, А.С. Пушкин в России.
Произведения Пушкина гениальны не только как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов.
Предлагаю вам, ребята, произвести частичный комплексный анализ некоторых отрывков художественных текстов(учащимся предлагается подготовленный дидактический материал по лирическим произведениям литературы).
1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив… (А.С. Пушкин)
Задания по тексту №1:
2. Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, Магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Задания по тексту №2:
3. Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони,–
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Задания по тексту №3:
VII. Подведение итогов
Вывод: Над разрешением проблемы слова и образа бьются философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времени античности. Самая простая теория связывает образность художественных произведений с существованием в языке образных слов. Ближе всего к истине, к современным научным представлениям теория Потебни – Винокура. По мысли Потебни, как и художественное произведение , слово образно. Суть образности, по Потебне, заключается как раз в оживлении внутренней формы.
Самостоятельно (можно в группах, или в парах) оставить вопросы по изученному материалу.
Подведение итогов, обобщение, контроль за усвоением нового.
Беседа по составленным вопросам. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
Васильева Инна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МОУ Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов, п.Федоровский, ХМАО
,