mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    02
    авг
    Непроизносимые согласные
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок русского языка в 3-м классе

    Задачи данного урока русского языка: дать учащимся понятие о непроизносимых согласных; выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; прививать интерес к предмету.

    Цель: знакомство с правилами правописания непроизносимых согласных.

    Задачи:

    1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.
    2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.
    3. Развивать наблю­дательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки хитрому деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.

    Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

    Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадае­тесь, как помочь словам.

    Вот такая ответственная задача стоит перед нами.

    2. На доске текст:

    "Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Гру?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой.

    Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы.

    Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лу­чами заулыбалась хмурая картина осени".

    (Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность на­писания.)

    Выпишите данные слова в столбик. Подчеркните согласные, которые не произносятся.

    Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Ко­гда рядом несколько согласных.)

    Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Не­произносимый.)

    Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, д, л.)

    Помощь: посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают - гласные или согласные?

    Вывод. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы "Непроиз­носимые согласные".

    А теперь прочитайте правило в учебнике:

    а) самостоятельно;

    б) один человек - вслух .

    Правильный мы сделали вывод? (Да.)

    Молодцы!

    Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных при­мет.

    Н а д о с к е: Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна. (Дети читают.)

    Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне. Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?

    Ненастная — ненастье, дождливая - дождь.

    Спишите предложение, проговаривая каждое слово. Пишите красиво и аккуратно.

    3. Поздняя осень была любимой порой А. С. Пушкина, и он писал:

    Дни поздней осени
    Бранят обыкновенно,
    Но мне она мила

    Мы уже знаем много стихов А. С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

    На доске:

    Видит: весь сияя в злате,
    Царь Салтан сидит в палате
    На престоле и в венце
    С печальной думой на лице.
    Добрый день, князь ты мой прекрасный,
    Что ж ты тих, как день пасмурный?
    Опечалился чему?

    - Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизно­симыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А. С. Пушкина.

    Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску).

    С печальной - с грустной.
    Добрый день - здравствуй.
    Пасмурный - ненастный.

    - Но чтобы лучше запомнить правило написания непроизносимых со­гласных, мы послушаем песенку «Радио-няни». (Слушание)

    - Выпишите слова с непроизносимыми согласными, которые запомнили.

    Прелестный, солнце, празднично, местность, окрестность, сердца, пастбище, грустно, чувствует, здравствуйте.

    - А теперь, я думаю, вы справитесь с самостоятельной работой (упр. 202). Составьте предложение с одним из слов, подчеркните подлежащее и сказуемое.

    - Молодцы! Вы хорошо работали, и, чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку.

    4. На доске:

    Хорошо по лестнице
    Нам идти с тобой,
    Лестница-чудесница
    Бежит сама собой.
    (Эскалатор)

    - Назовите слова с непроиз­носимыми согласными. Лестница.

    - Какой согласный не произносится? (Т.)

    - Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно. Да, та­ких слов нет.

    - В нашем языке есть еще 2 слова, в которых нельзя проверить непроиз­носимые согласные.

    Праздник Чувство

    - Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.

    а) Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) - то, с помощью чего лезут;

    б) Как появилась буква в слове чувство, вы узнаете сами, используя

    этимологический словарь;

    в) Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.

    Но праздники есть не только у людей, есть праздники и у природы.

    "В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды".

    О какой это поре? (Об осени.)

    Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сей­час в лесу, а вы расскажите ей о том, какова поздняя осень в городе, поста­райтесь использовать слова с непроизносимыми согласными.

    (Личное со­чинение.)

    Несколько человек зачитывают.

    5. Итоги урока.

    1. Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
    2. Что но­вого узнали?
    3. Кто доволен тем, как работал?

    В заключение можно еще послушать песню, дети могут подпевать.


    Гааль Людмила Петровна, учитель начальных классов

    МОУ Аршановская СОШ, с.Аршаново, Алтайский р-н



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 13298
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.