Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Урок внеклассного чтения по теме "Реальность и фантастика в повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама" в 9-м классе был подготовлен на основе программы по литературе. На уроке использовался дифференцированный подход. Для формулировки выводов использовались опорные карточки. Для оценки усвоенного материала в конце урока был проведён контрольный тест.
Цели:
Оборудование:
1. Эпиграф на доске (“нет фантазии, в основе которой не лежала бы реальность” М.Горький).
2. Опорные карточки (у каждого учащегося). Устойчивые обороты, с помощью которых строится ответ по изученному произведению
1. В данном произведении использован такой приём, как… Он употреблён для того, чтобы…
2. С помощью этого приёма автор раскрывает идею произведения, показывает внутренний мир героя, подчёркивает созданное настроение (нужное выбрать и дополнить).
3. Писатель использует приёмы художественной выразительности, употребляет такие слова и обороты (уточнить какие) для того, чтобы выразить…
4. Описывая героя, писатель акцентирует внимание на… для того, чтобы подчеркнуть…
5. Основная мысль произведения заключена в том, что…
6. Автор хотел сказать, что…
3. Листы для контрольного теста.
Ход урока
1. Формулировка цели урока.
Учитель. Открыли тетради, записали тему урока и эпиграф. Дома вы прочитали повесть “Пиковая дама”. Почему из всего многообразия пушкинских произведений вам предложено именно это? К середине 9 класса вы успели познакомиться со многими шедеврами Пушкина. “Пиковая дама” является одним из самых интригующих его произведений, которое вызывает много вопросов и споров. Небольшая повесть с незамысловатой историей в основе, но как подан этот сюжет! Интрига в том, что в обыденную реальность врываются фантастические образы. И вопрос вам, ребята.
- В каких ещё произведениях Пушкина встречаются элементы фантастики?
(“Каменный гость”, “Гробовщик”, “Медный всадник”).
Можно сказать, что этот приём не является основным в его творчестве. Даже в романтических поэмах Пушкин не использует его, хотя фантастика, мистика присущи произведениям писателей-романтиков. И вдруг в повести, написанной в 1833 году, в зрелый период, писатель обращается к подобному приёму, вплетая фантастику в ткань реальности.
- Как вы думаете, случайно ли был использован этот приём?
(Любое средство художественной выразительности играет определённую роль в произведении).
Над тем, с какой целью Пушкин показал взаимодействие реального и фантастического миров, для чего использовал элементы фантастики, как они помогают раскрыть идею произведения, мы и будем размышлять в ходе урока. (Цель урока записывается в тетрадь).
2. Выступления учащихся по группам, обсуждение и формулировка выводов со всем классом.
Учитель. Класс поделён на три группы, каждой было дано отдельное задание.
Если обратить внимание на историю создания повести, то можно отметить моменты, повлиявшие на появление в произведении элементов фантастики. Об этом нам расскажут ученицы из первой группы.
Подготовленный материал:
Оценки читателей и критики (1-я ученица)
Повесть Пушкина “Пиковая дама” была опубликована в 1834 г. в “Библиотеке для чтения” и была хорошо принята читателями журнала. ““Пиковая дама”, – пишет П.В.Анненков, – произвела при появлении своём <…> всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…”. Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели “игрецкий анекдот”, литературную безделку – не больше. Критик А.А.Краевский писал: “ “Пиковая дама” - рассказ простой, отличающийся изящностью”.
Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к “Пиковой даме” всё-таки было прохладное. Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи. Такая оценка отчётливо выразилась у В.Г.Белинского: “<…> “Пиковая дама” – собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот <…> Но рассказ – повторяем – верх мастерства <…>”
При такой оценке “Пиковая дама” выглядела непонятной неудачей Пушкина: в 1830 г. “энциклопедия русской жизни” роман в стихах “Евгений Онегин”, “маленькие трагедии” и “Повести Белкина”, в 1832 г. исторический роман “Дубровский”, в 1833 г. пустой “игрецкий анекдот” “Пиковая дама”, в 1836 г. гениальный роман “Капитанская дочка”. Странно, что Пушкин-прозаик во всей силе творческой зрелости вдруг написал литературную безделку. Здесь было что-то не так. Это “не так” заметили тогда же, издатель журнала О.И.Сенковский в письме Пушкину так характеризовал “Пиковую даму”: “Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе <…> вы положили начало новой прозе, – можете в этом не сомневаться <…>”.
Таким образом, прижизненная критика не могла понять, что такое “Пиковая дама” – изящный анекдот или начало новой русской прозы.
История создания “Пиковой дамы” (2-я ученица)
Повесть была закончена в 1833 г., а начата летом 1828 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П. Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Как раз в то время в Петербурге шла пьеса “Тридцать лет, или Жизнь игрока”; кроме того, Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Анализ сохранившихся черновиков показал, как в 1828 г. Пушкин из анекдота о княгине Голицыной пытается выстроить сюжет будущей повести, как затем в его замысле появляются следы чтения повести Бальзака “Красная гостиница”. В 1832 г. Пушкин переделывает начатую повесть, теперь уже под влиянием своего же произведения – “Медный всадник”, тогда же по аналогии появляется название “Пиковая дама”: как в одном произведении невероятным образом оживает бронзовый памятник, так в другом подмигивает дама с карточного изображения; в обоих произведениях действие развивается в Петербурге. Естественно прийти к предположению, что тема борьбы Евгения с судьбой повлияла на тему “Пиковой дамы”.
Через два десятка лет, когда возможные прототипы “Пиковой дамы” забылись, повесть получила другую оценку – не игрецкий анекдот, а фантастическая повесть. Ф.М. Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: “Фантастическое, должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал “Пиковую даму” – верх искусства фантастического <…> Вы верите, что Германн действительно имел видение…”.
- Обсуждение вопроса (2-3 ч-ка) и запись вывода, сделанного на его основе (делают вместе с учителем).
Запись в тетрадях: Можно предположить, что Пушкин использовал фантастику для того, чтобы придать повести интригу, создать эффект неожиданности, тем самым повышая читательский интерес. Так же с помощью фантастики Пушкин хотел показать банальную историю о проигравшемся картёжнике и обманутой девушке с необычной стороны, привлекая внимание к мотивам поведения героев.
3. Сравнительный анализ эпизодов с элементами фантастики в повестях “Гробовщик” и “Пиковая дама”.
Учитель. Мы уже упомянули, что элементы фантастики встречались и в других произведениях Пушкина. Заметно, что роль фантастического в тексте менялась. Участники второй группы должны были сравнить, как в повестях “Гробовщик” и “Пиковая дама” показано соприкосновение реальности и фантастики.
- Учащиеся зачитывают эпизоды из повестей (встреча героев с призраками), анализируют. Обсуждение с классом и запись сделанного вывода.
1-я ученица. В повести “Гробовщик” главный герой засыпает пьяным после того, как пообещал пригласить на новоселье своих клиентов-мертвецов. Его будят, потому что появился новый заказ. Возвращаясь домой, он сталкивается в дверях с незнакомцем, который заходит вместе с ним. Дом оказывается полон мертвецов, которых гробовщик когда-то похоронил. Вот как заканчивается их общение (зачитывает отрывок со слов “между мертвецами…” до слов “да и спал до сего часа”).
2-я ученица. В повести “Пиковая дама” главный герой тоже засыпает после того, как много выпил, но просыпается сам и через некоторое время слышит чьи-то шаги, потом в его комнату вошла женщина (чтение со слов “белая женщина…” и до конца главы).
Ученики 2-й группы комментируют эпизоды.
Мы видим, что в написанной раньше повести “Гробовщик” фантастическому происшествию дано объяснение – появление гостей-покойников оказывается сном, а в “Пиковой даме” видение Германна подано как произошедшее на самом деле. Случай с гробовщиком и описывается как кошмарный сон – в самый жуткий момент, когда мертвецы набрасываются на него, Адриан просыпается. Германн же после ухода призрака, наоборот, сам будит своего денщика, а потом “записывает своё видение”.
Учитель. Почему Германн, в отличие от гробовщика, достаточно спокойно воспринял появление призрака?
Германн очень хотел поверить в правдивость истории трёх карт, появление мертвой графини казалось ему своеобразным ответом на мучающий его вопрос, поэтому фантастическое происшествие является как бы естественным продолжением реальности.
- Обсуждение и запись сделанного вывода. Учащиеся 1-й и 2-й группы работают самостоятельно с помощью опорных карточек. В карточках даны шаблоны фраз, опираясь на которые легче сформулировать вывод (ученики работают с ними с 8 класса). Учащимся 3-й группы помогает учитель.
Примерный вывод: то, что роль фантастического в повести “Пиковая дама” изменилась по сравнению с повестью “Гробовщик”, говорит о желании Пушкина более глубоко раскрыть психологию главного героя с помощью подобного приёма. “Пиковая дама” - загадочное и необычное произведение Пушкина, оригинальность ему придаёт именно переплетение реальности и фантастики, которое способствует раскрытию идеи повести.
4. Характеристика образа Германна.
Учитель. С миром фантастики сталкивается главный герой повести – Германн. Эта встреча является итогом его одержимости историей о трёх картах, тайну которых он хочет разгадать. В своём стремлении обогатиться он идёт на крайние меры, ставя свои интересы превыше всего. Учащиеся третьей группы должны были проследить, опираясь на текст произведения, как эта идея овладевала Германном, понаблюдать за ходом его мыслей и действий.
Германн был честолюбивым, расчетливым, практичным и твёрдым в своих поступках человеком, в душе которого кипели страсти. Главное его желание – обогатиться и занять хорошее положение в обществе. На пути к своей цели он не обращает внимания на интересы других людей, решается на крайние меры. Раскаяние, страх, сожаление о содеянном не пробуждаются в нём даже, когда он становится невольным виновником смерти графини. Его тревожило лишь то, что “мёртвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь”, а уж судьба обманутой им Лизы вовсе не волновала (ответы подтверждаются цитатами из текста).
Обсуждение и запись сделанного вывода (самостоятельно с помощью опорных карточек). Учитель работает с 3-й группой.
Примерный вывод: раскрывая психологию главного героя с помощью фантастики, Пушкин показывает всю низость Германна, глубину его морального падения, ведь даже появление призрака не заставило героя раскаяться. Одержимость какой-либо идеей может привести к необдуманным поступкам и трагическим последствиям.
5. Формулировка обобщающего вывода.
Учитель. Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку. В самом деле, можно сказать, что фантастическое видение Германна имеет под собой реальную основу: своей одержимостью, эгоистичными, необдуманными поступками он навлекает на себя наказание, пробудив к жизни сверхъестественные силы. Причина его поражения кроется и в том, что, поверив в слова призрака, Германн следует им в реальной игре, а реальность жестоко шутит с ним.
В течение урока мы отвечали на вопрос, записанный в начале, давайте обобщим наши выводы.
Учащиеся зачитывают выводы, которые делали в ходе урока.
6. Контрольный тест по материалу урока (письменный)
Учитель. Для того, чтобы все получили оценки, проведём небольшой тест, вопросы которого будут касаться как текста повести, так и материала, подготовленного участниками групп. Посмотрим, насколько внимательны вы были на сегодняшнем уроке.
Тест:
Давидович Екатерина Соломоновна, учитель русского языка и литературы
МОУ "СОШ №33", г.Астрахань, Астраханская обл.
,