Цель: Знакомство с традиционным народным художественным промыслом – вышивание бисером.
Задачи:
Образовательные:
- Ознакомить учащихся с историей вышивания, как вида рукоделия.
- Сформировать знания о различных техниках вышивания бисером.
- Актуализировать знания о гармонии цвета.
- Ознакомить с образцами самых популярных и современных видов вышивки бисером.
Развивающие:
- Развивать творческое мышление учащихся, фантазию, чувство прекрасного.
- Развивать познавательный интерес к предмету через исторический экскурс в мир вышивки.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса, чувства меры.
- Воспитать настойчивость, находчивость, усидчивость.
- Приобщить к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.
- Вызвать интерес к вышивке бисером, как составной части художественной культуры народов Сибири.
- Воспитание у детей чувства причастности к своему народу, его истории и культуре.
Оборудование:
Ноутбук, экран, проектор, книги (Т.Н Баскова "Бисер” Санкт-Петербург 2003,Л.Божко "Изделия из бисера” "Мартин” 2005, Анна Гринченко "Вышивка бисером” "Эксмо” Москва 2006, журналы "Ручная работа” и "Лена”), готовые изделия, калька, раздаточный дидактический материал, материалы и инструменты для вышивки бисером, работы учениц и учителя.
Ход урока.
I. Организация урока.
II. Актуализация знаний.
Этот этап урока обеспечивает эмоционально-ценностное отношение к содержанию урока, повторение необходимых для изучения нового материала знаний (Презентация):
1) Материалы и инструменты:
Какие материалы и инструменты нужны для вышивания? (слайд № 2,3)
Как вы думаете, какие материалы нужно добавить для вышивания бисером? (слайд № 4,5)
2) Гармония цвета:
Что вы помните о цветовом круге? (слайд № 6,7,8)
III. Изучение нового материала
1. Начинается с изложения материала о истории вышивки бисером в том числе на примере истории народов Сибири и крайнего севера. Изложение материала учителем сопровождается показом слайдов следующего содержания:
– знакомство с традиционным народным художественным промыслом– вышивкой бисером ( слайд № 9-18)
– современная вышивка (слайд № 19 – 24)
– работы учениц (слайд № 25 – 33)
– материалы и инструменты (иголки для бисера от №10 до №13; нитки тонкие и прочные, как лен-лавсан №33 или №50 хлопок-лавсан, армированная нить №40. канва определенного цвета, клей ПВА)
- виды бисера (бисер, стеклярус, искусственные камни-стразы, пайетки, бусины – (слайд № 34).
Показ слайдов сопровождается демонстрацией инструментов, материалов и оборудования, используемых для вышивки бисером.
2) Подготовка к работе (слайд № 35).
Учитель показывает "запяливание” изделия, повторяет с ученицами правила техники безопасности и подготовки рабочего места.
3) Продолжение демонстрации слайдов по темам:
-техника вышивки: выполнение эскиза, правильное построение композиционной целостности изображения, правильный подбор цветов и их удачное сочетание (слайды № 36);
-виды швов (закрепление нити, "вперед иголку”, "строчной”, "стебельчатый”, "стебельчато– строчной” двусторонний, "арочный”, "монастырский”, "вприкреп”, "ленивый стежок”, "талисманный стежок”, сочетание пайетки и бисера– шов "гусеница” (слайды № 37 – 39).
IV. Практическая работа:
Пользуясь книгами, журналами и рисунками выбрать и зарисовать эскиз вышивки для своей работы (слайд № 40).
V. Подведение итогов
анализ и оценка успешности достижения цели).
VIII. Домашнее задание. (Слайд № 41)