mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2015
    11
    мар
    Активные формы обучения на уроках экономики
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок по дисциплине "Теория бухгалтерского учета"

    Рассматривать бухгалтерский баланс, не отрабатывая одновременно первичные навыки его заполнения, нецелесообразно. Кроме того, применение эвристического метода изложения нового материала способствует более глубокому усвоению изучаемого вопроса. Основным методом диагностики является практическая работа.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Метод ведения: словесно-практический с элементами беседы и самостоятельной работы с использованием эвристического метода.

    Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала. Рассматривать бухгалтерский баланс, не отрабатывая одновременно первичные навыки его заполнения нецелесообразно. Кроме того, применение эвристического метода изложения нового материала способствует более глубокому усвоению изучаемого вопроса.

    Методическое обеспечение занятия: бланки бухгалтерского баланса; карточки "Состав имущества предприятия и его источников”, "Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций”, "Типы изменений в бухгалтерском балансе”.

    ТСО: мультимедийное оборудование, микрокалькуляторы.

    Цели урока:

    дидактическая – сформировать понятие бухгалтерского баланса и типов изменений в нем под влиянием хозяйственных операций;
    развивающая – формировать умение составлять бухгалтерский баланс и отражать в нем изменения под влиянием хозяйственных операций посредством выполнения практических заданий; развивать логическое мышление; умения сравнивать, обобщать, анализировать;
    воспитательная – развивать навыки самостоятельной работы, чувство личной ответственности за выполняемое дело, внимательность, аккуратность при составлении бухгалтерских документов.
    Задачи урока:
    1. разобрать понятие бухгалтерского баланса;
    2. изучить структуру баланса;
    3. научиться составлять баланс;
    4. освоить порядок определения типов изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
    Междисциплинарная связь:
    1. дисциплина "Бухгалтерский учет” тема "Бухгалтерская отчетность”;
    2. дисциплина "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия” тема "Анализ финансового состояния”;
    3. дисциплина "Экономика предприятия” тема "Основные средства и оборотные фонды”;
    4. дисциплина "Налоги и налогообложение” тема "Налог на имущество”;
    5. дисциплина "Финансовый менеджмент” тема "Основные показатели отчетности, используемые для финансового анализа”;
    6. дисциплина "Основы банковского дела” тема "Определение кредитоспособности клиента банка”;
    7. дисциплина "Аудит” тема "Аудит внешней отчетности”;
    8. дисциплина "Информационные технологии в профессиональной деятельности” тема "Формирование отчетности предприятия”.
    Внутридисциплинарные связи: тема "Общая характеристика бухгалтерского учета”. Основные понятия: объекты бухгалтерского учета, классификация имущества предприятия по виду, составу, размещению и по источникам формирования.

    Этапы опережающего обучения: самостоятельный поиск в словаре терминов "баланс”, "актив”, "пассив”.

    Критерии и методы диагностики уровня готовности студентов к занятию (обученности): готовность студентов к занятию определяется в процессе беседы, выбранной одним из методов ведения занятия, при проведении которой ликвидируются пробелы в знаниях обучающихся.

    Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая студентами на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность заполнения баланса, таблиц. Проверка практических заданий осуществляется в процессе занятия.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Постановка задач урока.

    Сегодня мы приступаем к изучению одного из самых главных вопросов бухгалтерского учета – бухгалтерскому балансу. Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как "Анализ финансово – хозяйственной деятельности”, "Налоги и налогообложение”, "Аудит” и других, и, конечно же, практическая деятельность любого бухгалтера немыслима без знания бухгалтерского баланса. Поэтому наша задача на сегодня – разобрать, что такое бухгалтерский баланс и научиться его составлять, а для этого мы выполним несколько практических заданий.

    3. Изучение нового материала (сообщение преподавателя с элементами беседы и применением мультимедийного проектора)

    С понятием "баланс” мы встречаемся довольно часто. Скажите, а вы где встречали этот термин?

    Ответы: баланс витаминов в организме; балансировка шин автомобиля; баланс весов в магазине и т.д.

    Совершенно верно. А как вы думаете, что означает слово "баланс”

    Ответ: балансировка, равновесие определенных частей.

    Верно (Презентация, слайд 1). Сам термин баланс возник от латинского "bilanx”, что дословно переводится: "bis” - дважды, "lanx” - чаша весов. Таким образом "bilanx” - двучашие. Значит баланс означает равенство двух чаш, на которых располагаются какие-то объекты. А теперь напомните мне, что является основными объектами бухгалтерского учета.

    Ответ: имущество организации и ее обязательства.

    Совершенно верно. Значит на чашах весов бухгалтерского баланса будут находится что?

    Ответ: его объекты – имущество и обязательства.

    Правильно. И теперь мы подошли к определению – что такое бухгалтерский баланс. Это способ экономической группировки имущества предприятия по его составу, размещению и источникам формирования на определенную дату в денежном выражении.

    Сейчас я раздам вам бланки бухгалтерских балансов (Приложение, Таблица 1). А теперь внимание на экран (Презентация, слайд 2). Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левая часть которой называется Актив, а правая – Пассив. В активе располагаются хозяйственные средства предприятия по своему виду, составу и размещению, а в пассиве – источники формирования хозяйственных средств в денежном выражении. Итоговые значения актива и пассива баланса называют валютой баланса. Валюта актива всегда равна валюте пассива баланса, в этом и состоит основное назначение баланса – добиться равенства между объектами бухгалтерского учета. Обратите внимание на структуру баланса. Каждое наименование определенного вида хозяйственного средства или его источника в бухгалтерском балансе выделенное отдельной строкой называется статьей баланса. Статьи объединены в группы, а группы – в разделы. Например, статьей актива баланса являются касса, расчетный счет. Они объединены в группу "денежные средства”, а эта группа принадлежит второму разделу баланса – оборотные активы. Теперь подчеркните 3 статьи актива баланса, затем 3 статьи пассива баланса, затем группы статей актива и пассива, и наконец разделы актива и пассива. Итак, сколько разделов содержит актив баланса?

    Ответ: 2

    Назовите их.

    Ответ: Внеоборотные активы, оборотные активы.

    А сколько разделов содержит пассив баланса?

    Ответ: 3.

    Назовите их.

    Ответ: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.

    Совершенно верно.

    4. Закрепление изученного материала:

    4.1. Выполнение самостоятельной работы по составлению бухгалтерского баланса с использованием изученного материала по заданию преподавателя.

    А теперь проведем небольшую практическую работу. Я раздаю вам таблицы, в которых представлены виды хозяйственных средств и источники их формирования на 1 января в денежном выражении (Приложение, Таблица 2). Ваша задача за 15 минут произвести группировку этих данных и осуществить записи в баланс по статьям, рассчитать суммы по группам статей и по разделам. Кроме того, необходимо подсчитать валюту баланса. Задание понятно всем? Тогда приступайте.

    4.2. Анализ выполненной работы и оценка уровня усвоения новой темы.

    Итак, время вышло. Все успели справиться с работой? Теперь проверим правильность решения. Внимание на экран. (Презентация, слайд 3). Сравните ваш баланс с тем, который видите на экране, и самостоятельно исправьте ошибки, если такие имеются. (В это время контролирую, какие производят исправления, и отмечаю распространенные ошибки. По окончании проверки озвучиваю результаты, разбираю ошибки).

    5. Изучение нового материала с использованием эвристического метода.

    5.1. Решение производственных ситуаций по изменениям в балансе под влиянием хозяйственных операций

    На любом предприятии ежедневно происходит огромное количество различных хозяйственных операций. Например, поступают материалы о поставщиков, отгружается готовая продукция покупателям, оплачиваются налоги в бюджет и многие другие. Каждая операция вызывает определенные изменения в составе и размещении хозяйственных средств и источников их формирования. Так как хозяйственные средства составляют актив баланса, а источники их формирования – пассив, то изменения в средствах и источниках вызовут, соответственно и изменения и в статьях бухгалтерского баланса. Давайте посмотрим каким изменениям подвергнется баланс под влиянием хозяйственных операций.

    Рассмотрим операцию: "С расчетного счета в кассу получены наличные деньги”. Прежде всего нам необходимо определить, какие статьи баланса будут изменяться в результате совершения этой операции?

    Ответ: статьи "Расчетный счет” и "Касса”.

    Правильно. Данные статьи принадлежат к какому разделу баланса – Активу или Пассиву?

    Ответ: обе статьи активные, расположены в Активе баланса.

    А в какую сторону – увеличения или уменьшения средств произойдет изменение?

    Ответ: статья "Расчетный счет” уменьшится, а статья "Касса” увеличится на сумму операции.

    Верно, значит рассматриваемая операция вызовет изменение по статьям актива баланса, одна статья увеличится, а другая уменьшится на сумму хозяйственной операции, что же при этом произойдет с валютой баланса? Она изменится?

    Ответ: нет, валюта баланса останется без изменения.

    Совершенно верно. Введем дополнительные обозначения. (Презентация, слайд 4) Статьи Актива будем называть заглавной буквой "А”, статьи Пассива – буквой "П”, а сумму хозяйственной операции – "х”. Используя данные условные обозначения составим схему изменения в баланса под влияние нашей операции.

    Ответ: А+х-х=П

    Очень хорошо. Теперь рассмотрим еще одну операцию: "С расчетного счета оплачено поставщику”. Что необходимо определить в первую очередь?

    Ответ: какие статьи баланса изменятся.

    Верно. Назовите эти статьи.

    Ответ: статьи "Расчетный счет” и "Расчеты с поставщиками”.

    Что происходит с этими статьями?

    Ответ: на обоих статьях происходит уменьшение средств и источников.

    К каким разделам баланса принадлежат статьи?

    Ответ: статья "Расчетный счет” - активная, статья "Расчеты с поставщиками” - пассивная.

    Правильно, значит данная операция вызывает уменьшение одной статьи актива и одной статьи пассива, а как это отразится на валюте баланса?

    Ответ: валюта баланса уменьшится на сумму хозяйственной операции.

    Очень хорошо. Теперь составим формулу изменения в балансе по операции.

    Ответ: А-х=П-х

    Молодцы.

    А теперь составим алгоритм по определению изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Что необходимо определить прежде всего?

    Ответ: на каких статьях происходит изменение.

    Затем?

    Ответ: в какую сторону – увеличения или уменьшения данное изменение.

    Правильно. А дальше?

    Ответ: к каким разделам баланса относятся статьи; что происходит с валютой баланса и составляем формулу изменения.

    Очень хорошо. Алгоритм понятен всем? Тогда переходим к очередной самостоятельной работе.

    5.2. Выполнение самостоятельной работы по определению изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

    Сейчас я раздам вам таблицы (Приложение, Таблица 3), в которых приведены различные хозяйственные операции. Ваша задача, используя рассмотренный только что алгоритм определить формулу изменения в балансе по этим операциям и записать ее в таблицу. Задание понятно? Тогда приступайте. На выполнение этого задания отводится 15 минут.

    Время вышло. Внимание на экран, проверим правильность составленных вами формул (Презентация, слайд 4). Исправляем ошибки и разбираем формулы.

    5.3. Анализ самостоятельной работы и формулирование вывода о структуре изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.

    Теперь возьмите цветные карандаши, и в таблице выделите одинаковым цветом одинаковые формулы. У меня получилась вот какая картина (Приложение 1, слайд 4) Внимание: сколько цветных карандашей вы использовали?

    Ответ: 4.

    Значит сколько типов изменения в балансе под влиянием различных хозяйственных операций возможно?

    Ответ: 4.

    Для того, чтобы правильно определить и сформулировать типы изменений в бухгалтерском балансе, воспользуемся еще одной таблицей (Приложение, Таблица 4). Сейчас давайте заполним эту таблицу. (Презентация , слайд 5)

    Какая формула соответствует первому типу изменений?

    Ответ: А+х-х=П

    Операции, соответствующие данной формуле какое влияние оказывают на статьи баланса?

    Ответ: Изменяются только статьи актива: одна увеличивается, а другая уменьшается на сумму операции.

    Что при этом происходит с валютой баланса?

    Ответ: валюта баланса не изменяется.

    Очень хорошо. Остальные типы изменений заполните самостоятельно.

    Настало время проверить, правильно ли вы выполнили задание. Внимание на экран (Презентация, слайд 5). Если имеются ошибки, или неточности, то исправляем и комментируем все типы изменений.

    6. Подведение итогов урока, выводы.

    Итак, наш урок подходит к концу. Что вы узнали нового за урок?

    Ответ: что такое баланс, его структуру, какие изменения происходят в балансе под влиянием хозяйственных операций.

    А чему вы научились за урок?

    Ответ: научились составлять баланс и определять типы изменений.

    Выставляю оценки за урок в зависимости от правильности и полноты выполненных заданий .

    7. Задание на дом.

    А теперь послушайте задание на дом. На основании хозяйственных операций, по которым вы определяли изменения в балансе, отразите изменения по статьям и составьте бухгалтерский баланс с учетом этих изменений. На этом урок закончен. До свидания.


    Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/2015/03/Активные формы обучения_ПР_(support.shpors.ru).doc

    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2015/03/Активные формы обучения_презентация_(support.shpors.ru).ppt

    Кочеткова Татьяна Борисовна, преподаватель экономических дисциплин

    ФГОУ СПО ОНТ, г.Орск, Оренбургская обл.


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 30420
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.