Цель урока: изучение вулканов и гейзеров.
Задачи:
- Образовательные – сформировать понятие «вулкан», дать знания о вулканах, о гейзерах и горячих источниках.
- Развивающие – развивать практические навыки работы с контурной картой, формировать идею постоянного развития земной коры.
- Воспитательные – воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный урок – беседа + практика.
Оборудование: физическая карта мира, учебник, атлас, контурные карты, дополнительный материал по теме, компьютер/телевизор, ЦОР.
ХОД УРОКА
Этап 1: Организационный
Сообщение темы, цели и плана урока.
План урока (на доске):
1. Образование вулканов.
2. Внутреннее строение вулкана.
3. Действующие и потухшие вулканы (практическая работа).
4. Гейзеры и горячие источники.
Вступление учителя:
– Дорогие ребята! Мы совершим сегодня с Вами путешествие в мир вулканов и гейзеров (демонстрация слайда). Древние римляне считали, что владение самого грозного бога Огня находилось на о. Вулькано, что в 50 км к северу от о. Сицилия. Слово «вулкан» происходит от латинского слова «Вулканус», что означает огонь, пламя.
Задание 1: Записать в тетрадях число, тему.
Этап 2: Изучение новой темы
1. Образование вулканов
Учитель: На Земле известно более 600 активных вулканов (демонстрация слайдов). Вулканы могут извергаться периодически или постоянно, а могут веками дремать и вдруг неожиданно взорваться с неожиданной силой. Часто в Новостях появляются сообщения о стихийных явлениях природы – извержениях вулканов и бедствиях, которые они приносят людям и природе.
Ученик 1: чтение текста на с.58 «Образование вулкана».
Вулканы – отдельно стоящие, особые по форме и составу пород горы (записать определение в тетрадь).
2. Внутреннее строение вулкана
Задание 2: Внимательно рассмотрите рис.39 на с.58, запишите в тетрадях «Строение вулкана»: 1. магма, 2. жерло, 3. кратер, 4. лава, 5. выбросы (учитель записывает на доске).
Ученик 2: Сообщение «Вулканы»
3. Действующие и потухшие вулканы (практическая работа)
Учитель:Все вулканы, которые извергались хотя бы один раз и сохранили свою активность, относят к действующим, в отличие от потухших вулканов, которые ни разу не извергались на памяти людей. На географических картах вулканы обозначаются звездочками, например, * влк. Килиманджаро в Африке, * влк. Котопахи в Южной Америке… – учитель показывает на настенной карте, ученики – на карте в атласе.
Задание 3: Практическая работа: пользуясь картами атласа с.14-15 и с.27 выполнить в контурной карте задание №2 – подписать названия вулканов и обозначить красным цветом – действующие вулканы, синим – потухшие вулканы.
4. Гейзеры и горячие источники
Учитель: Среди проявлений вулканизма интересными являются пароводяные вулканы – гейзеры. Очень интересны их извержения (дополнительный материал).
Ученик 3: Сообщение «Камчатское ожерелье»
Этап 3: Закрепление материала
Учитель: На доске под цифрами записаны пять слов – терминов (Задание 2 в тексте материала). Я прочитаю четыре определения, соотнесите термин и определение, ответ запишите в тетрадь цифрами:
– Углубление на вершине вулкана диаметром от нескольких метров до нескольких километров.
– Расплавленная масса на глубине.
– Магма, излившаяся на поверхность.
– Вертикальный канал, по которому движется магма. Ответ: 3, 1, 4, 2.
Этап 4: Обобщение изученного материала, задание на дом:
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились с вулканами и гейзерами. Послушали дополнительные сообщения и увидели вулканы на слайдах и фотографиях. Надеюсь, что Вы узнали много нового и интересного.
Рефлексия
Выставление оценок
Домашнее задание: прочитать §19, в рабочей тетради «Землеведение» выполнить письменно в.9, с.26 (тема «Литосфера»).