mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    28
    мая
    Углубление знаний о многообразии растений на примере объектов школьного зимнего сада
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Представлено занятие кружка биологии, проводящегося в зимнем саду школы. Такое занятие в условиях уральского климата очень благотворно влияет на эмоциональную обстановку в коллективе и внутренний мир ребенка.

    Наша школа в этом году отмечает свое пятнадцатилетие. Это современное и красивое здание. В проекте школьного здания предусмотрен большой зимний сад. В течение всего этого времени наш зимний сад стараниями агронома и сотрудников школы пополнялся живыми растениями. Сейчас в нем насчитывается около 100 видов растений. Растения, требующие специального ухода, сгруппированы и для них созданы необходимые условия содержания. Тропическим растениям, благодаря системе кондиционирования, создаются комфортные условия для роста в течение всего года.

    О погоде у нас на Урале шутят – “Десять месяцев зима, остальное лето”. Действительно, в такой климатической зоне долго радоваться красоте зеленых растений в природе не приходится. В школе, в зимнем саду, мы наблюдаем это буйство зелени круглый год.

    Чтобы развивать экологическую культуру учащихся, прививать любовь к природе, знакомить с разнообразием растений, изучать их в естественной (хоть и созданной искусственно) среде и помогают занятия в Зимнем саду.

    Основной замысел занятия – важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний школьников. Отражая идею единства природы, оно позволяет создать целостное представление о ней.

    Этим занятием мне хотелось развить у учащихся умения публичного выступления, структурирования материала, обучить сотрудничеству, работая в группах. Работая в группах, ученики овладевают навыками самостоятельного добывания знаний в процессе обучения, развивают творческие способности, исходя из распределения ролей в группе, где каждый выбирает себе ту роль, в которой он может показать себя с лучшей стороны, а это – развитие успешности у ребенка.

    Для стимуляции инициативы и самостоятельности на занятии был применен технологический прием с элементами проблемного обучения.

    Для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся были использованы наглядные пособия в виде натуральных объектов (живых растений) школьного зимнего сада.

    Для создания ситуации выбора заданий и форм их выполнения использовались рабочие листы с возможностью выбора выполняемой роли во время исследования.

    Также это занятие можно отнести к практическим методам при обучении биологии, как работы по распознанию и определению объектов. В ходе практической работы обеспечивается не только созерцание объекта, но и непосредственное изучение: обследование, выделение внешних особенностей, определение и описание живого объекта. Использование практических методов требует наличия определенного раздаточного материала, который в нашем случае имеется в достаточной степени. Владение практическими и интеллектуальными умениями позволяет ученикам самостоятельно выявлять свойства исследуемого объекта.

    На уроках биологии наиболее ценные методы те, которые дают возможность приобретать знания с использованием натуральных объектов. Учитывается уровень развития учащихся, стремление учителя поддержать у детей интерес к знаниям.

    Достоинства данного занятия, в том, что у учеников есть возможность, используя накопленные теоретические знания и умения, применить их на практике, определяя растения в естественных условиях. Есть возможность использовать растения зимнего сада как наглядные пособия для закрепления и расширения знаний об отдельных отделах растений. На таких занятиях формируются натуралистические умения учеников.

    Минус, в том, что проведение такого занятия в условиях школьного зимнего сада со специфическим микроклиматом, тяжело переносится детьми при долгом пребывании в помещении. При большой площади зимнего сада, нет возможности проводить занятия большими группами, так как нет места для проведений занятий из-за большого количества растений.

    Предлагаю вниманию коллег занятие кружка биологии.

    Визитная карточка внеклассного занятия

    Программа: 2 вариант учебно-методического комплекта. Автор И.Н. Пономарева.

    Тема: углубление знаний учащихся о многообразии растений (папоротников) на примере объектов школьного зимнего сада.

    Цель: создание условий для формирования экспериментальных умений учащихся через включение их в учебное исследование.

    Методы и формы занятия:

    • проблемно-поисковая фронтальная беседа, самостоятельная работа;
    • формы организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование:

    • растения зимнего сада в горшках (адиантум, асплениум, давалия, нефролепис, птерис, туя, араукария, толстянка, фиалки, розан);
    • самодельный дидактический материал (задания для групп, листы бумаги, магнитная доска, названия частей растения и отделов растений на карточках).

    Место проведения урока: школьный зимний сад.

    Информация о группе: дети работоспособные, любят задания повышенной сложности, требующие нестандартного решения. У ребят развито общелогическое мышление (способны сравнивать, анализировать, обобщать). Ученики могут работать в группах под руководством учителя и самостоятельно.

    Здоровьесберегающие условия урока:

    • эмоционально-эстетическая обстановка зимнего сада;
    • чередование видов учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных объектов, решение задач;
    • физкультпаузы;
    • психологический климат на уроке.

    Задачи:

    1. приобщить учащихся к способности наблюдения и самостоятельности мышления;
    2. организовать учебное исследование – определение живых растений по отдельным характерным внешним признакам;
    3. осознать необходимость гармоничного существования и развития человека и природы. Ознакомить с условиями и особенностями выращивания папоротников в школьном зимнем саду.

    Ход занятия

    Актуализация знаний. 6 минут

    Природа нашей Родины прекрасна и разнообразна. Много красивых и редких растений произрастает и у нас, на Урале. Уезжая в другие, более теплые, а иногда и более экзотические края, мы стараемся привезти частичку того удивительного растительного мира, который мы увидели. Этими растениями хочется любоваться и выращивать их дома. Такая возможность бывает не всегда, так как некоторые растения требуют особых условий выращивания. В нашем зимнем саду созданы как раз такие условия, при которых возникает возможность для выращивания и содержания многих редких растений.

    Перед вами на столах мы со Светланой Владимировной, нашим агрономом, приготовили несколько растений. Определите, к каким отделам царства растений они относятся. Почему вы так считаете? (Учитель закрепляет на доске название Отдела).

    По каким признакам мы определяем, к какому Отделу относится растение? Что нам необходимо знать?

    Мы можем определить органы у растений. Посмотрите на ваши растения и перечислите, какие вы видите органы. Вспомним способы размножения растений, назовите, какие вы знаете.

    Цветок у покрытосеменных растений – орган размножения. А слышали вы о волшебных цветках? Они встречаются в народных сказках и обладают чудесными свойствами. Ученики вспоминают сказки с волшебными цветами – “Цветик-семицветик”, “Аленький цветочек ”.

    Есть еще один удивительный цветок, который по преданию расцветает только один раз, в ночь на праздник Ивана Купала. Тот, кто найдет этот цветок, будет понимать язык зверей и птиц, откроются ему клады, зарытые в землю. Много людей искали этот волшебный цветок, но не нашли. Почему, как вы думаете? Какое растение искали люди?

    Когда мы изучали с вами признаки папоротникообразных, мы упоминали способы размножения этих растений. Кто мне напомнит эти способы?

    Папоротники – большая группа растений, населяющие нашу Землю уже более 350 млн. лет. Обитают в тенистых и влажных местах. По внешнему виду они очень разнообразны, особенно в тропических лесах, где встречается большое количество видов лиан, травянистых и древовидных растений. Некоторые растения выращиваются как декоративные комнатные растения.

    Теперь предлагаю немного подвигаться и вспомнить признаки растений, которые мы изучили. Я буду называть признак, если он относится к водорослям, то вы поднимаете руки, если ко мхам, то подпрыгиваете, договорились?

    Учитель называет несколько признаков изученных отделов, ребята выполняют предложенные движения.

    Спасибо, теперь приступим к следующему этапу нашего занятия.

    Самостоятельная работа: исследование. 25 минут

    Предлагаю разбиться на группы по четыре человека и выяснить, есть ли среди предложенных вам растений папоротники.

    Для этого, выбранные вами для определения растения поставьте на свои столы, возьмите задания. На столах есть инструктивная карточка №1 с описанием отличительных внешних признаков папоротников, рабочий лист и инструктивная карточка №2 с порядком работы в группе. На карточке №1 перечислены три основных внешних признака папоротников, которые вы можете использовать во время их определения:

    • крупные рассеченные или цельные листья, отходящие от укороченного стебля;
    • молодые побеги закручены в виде “улитки”;
    • на нижней стороне листа есть сорусы – органы, в которых образуются споры, в виде коричневых мелких пятнышек.

    Вам необходимо заполнить таблицу, где надо отметить эти признаки у тех растений, которые вы определяете. В первую колонку вы записываете название растения, которое прикреплено к горшку. В колонке с указанием признаков отмечаете знаком “+” наличие, или знаком “-” отсутствие признака.

    Инструктивная карточка №1

    Основные внешние признаки для определения папоротников
    на живых объектах растений зимнего сада.

    1. Крупные, рассеченные (или цельные) листья, отходящие от укороченного подземного стебля. Листья подразделяются на фотосинтезирующие и спороносные.
    2. Молодые побеги закручены в виде “улитки” спирально и покрыты множеством чешуек, защищающих их от высыхания.
    3. На спороносных листьях образуются сорусы – специальные органы размножения, которые в виде коричневых пятнышек можно увидеть на нижней стороне листа.

    Рабочий лист.

    Признаки

    Листья отходят от подземного стебля

    Лист цельный

    Лист рассеченный

    Есть сорусы с нижней стороны листа

    Молодые побеги имеют вид “улитки”

    Название растения          

    По окончании работы и заполнении таблицы, группы отчитываются по предложенному плану на инструктивной карточке №2.

    Инструктивная карточка №2

    Порядок работы группы № __

    1. Распределите роли в группе:

    • капитан – будет отчитываться за работу группы;
    • хранитель времени – следит за временем работы;
    • садовник – работает с растением, показывает его группе;
    • секретарь – записывает выявленные признаки в предлагаемую таблицу на рабочем листе.

    2. Заполните таблицу с целью определения растения.

    В первую колонку запишите название растения, наклеенное на цветочном горшке. В строках отмечайте знаком “+”наличие признака или “ -” отсутствие признака.

    • По окончании работы и заполнении таблицы, капитан отчитывается по предложенному плану:

    Наша группа считает, что растение, название которого … относится к папоротникам, потому что нами были выявлены следующие основные внешние признаки:

    а) молодые побеги свернуты в виде “улитки” (показать на живом объекте);
    б) листья растут от подземного стебля (показать на живом объекте);
    в) сорусы, в которых образуются споры, находятся на нижней стороне листа (показать на живом объекте). В отчете можно назвать несколько растений, если у них выявлены все или хотя бы два основных признака.

    • Хранителю времени. Предупреди группу об окончании работы за 1 минуту.
    • Секретарю. Заполняй таблицу аккуратно.
    • Садовнику. При определении растения смотри, чтобы растение не трогали руками, осматривали листья при помощи ручки или карандаша. Помни – землю разрывать нельзя!

    Во время отчета вы можете проиллюстрировать ваше выступление рисунком того растения, которое, по вашему мнению, является папоротником. Распределите роли в группе, и начнем работать.

    Ученики с большого общего стола отбирают на столы поменьше, где будет работать группа, растения для определения. В нашем случае, на занятии было 12 учеников и образовалось три группы по 4 человека. Каждый из группы выбрал себе “роль”, в зависимости от характера, темпераметра и желания на данном занятии. Ученики, умеющие быстро и хорошо рисовать, зарисовывают растение (или растения) для иллюстрации отчета группы.

    Рефлексия. 4 минуты

    Итак, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что было трудно в исследовании?

    Смогли вы убедиться, что есть папоротники по внешнему строению не похожие на те, которые мы изучали или видели в природе?

    Действительно, даже крупные биологи, сомневаясь в правильности определения по внешним признакам, проводят внутреннее исследование тканей растений при классификации.

    Есть у нас в зимнем саду один экземпляр, который совсем не похож на папоротник, но все-таки им является. Обратите внимание на это растение – это “Олений рог”. Его листовая пластинка действительно напоминает по форме рога оленя. Нам было бы трудно без знаний внутреннего строения определить, что это папоротник. Есть у нас и водный папоротник, растущий в аквариуме. Его принадлежность к этому отделу определили, только изучив его внутреннее строение.

    В нашем зимнем саду произрастают несколько видов папоротников, они сейчас стоят на стеллажах. Найдите эти растения по тем признакам, которые мы уже умеем определять. Какие это признаки?

    Мы познакомились с вами с декоративными папоротниками, которые выращиваются у нас в зимнем саду. У вас есть возможность при правильном уходе выращивать их и у себя дома. Если есть желание вырастить понравившееся растение, посоветуйтесь со Светланой Владимировной по уходу и содержанию.


    Волкова Юлия Станиславовна, учитель биологии

    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5646
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.