Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Если только захотим,
Пофантазируем и сами
Чудеса изобразим.
Н. Зибзеева
Такими словами мы начинаем уроки изобразительного искусства. Они как-то сами собой родились после моего знакомства с книгой “Маленькие волшебники, или на пути к творчеству” [1]. Хочется сказать огромное спасибо автору за собранный материал и методические рекомендации к различным методам и приёмам изобразительной деятельности.
Меня поразило утверждение автора о том, что некоторые приёмы доступны детям уже в 3-4 года, а мои шестилетки не знают о них, да и я, честно говоря, была знакома не со всеми (по небольшим публикациям в различных журналах “Звёздочка”№5/89, “Начальная школа” №5/90, и др.). Немного позже мне встретились книги с яркими иллюстрациями этих методов и приёмов [2-4]. Даже не взяв в руки краски можно увидеть результат. Но всё же, для меня ценней и дороже стала именно Ваша книга, уважаемая О. А. Белобрыкина (к сожалению, издатели не назвали Вашего имени). В ней нет цветных иллюстраций, если не считать зелёный цвет обложки, да и чёрно-белых единицы, но в ней есть то главное, что послужило толчком к действию. Это слова. Слова, помогающие преодолеть сомнение, придающие уверенность и призывающие немедленно взять краски и попробовать себя в роли “волшебников”: “Необычность методов и приёмов в том и состоит, что не только дети, но и взрослые, неумеющие рисовать, быстро и охотно обучаются. Это лишь начальный этап, без которого невозможна дальнейшая работа по эстетическому и художественному развитию детей. В дальнейшем работа может проводиться по различным методикам, на усмотрение преподавателей. Попробуйте сами, научите ребёнка, и вы увидите, как он талантлив, какую радость доставляет ему творчество! …Дерзайте, творите! Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!”
Мне самой захотелось увидеть, что получится, ведь я привыкла работать с предварительным карандашным наброском, а здесь разрешается и даже рекомендуется краской капать, брызгать, ставить кляксы, наносить краску на мокрый лист, рисовать пальцами, “носом”, а кисточку можно заменить палочкой, зубной щёткой, свечой и др.
Сколько удивления, радости и восторга было в глазах ребят каждый раз, когда я знакомила их с новым приёмом, выполняя Ваши “Заповеди для взрослых”. Вот тогда мы и захотели стать “волшебниками”, а у меня появились рифмовки, помогающие запомнить названия и последовательность выполнения некоторых приёмов изобразительной деятельности.
Итак, к главе 2. “Работа с малышами”:
На весь рельеф предмета краску нанесу,
Поскорей просохнуть я ей помогу.
Лист сырой бумаги прижимаю я,
Вот и монотипия яркая моя.Капаем по капельке на листок,
Чтоб увидеть звёздочки и цветок.
Капля синяя, жёлтая, красная…
До чего же картина прекрасная.Расцвели у нас цветы небывалой красоты.
Запорхали бабочки на глазах у мамочки.
Диатипия
Есть палочка волшебная у меня.
Ею нарисую птиц, зверей и моря,
Нарисую сказку, и даже свой портрет.
Для волшебной палочки невозможного нет.
Приём “штамповки” рисунков.
Создаём печать-клише, а на ней узоры
Будем ими украшать косынку, коврик, шторы.А теперь побрызгаем и всех удивим,
Создадим открытку и узор не один.
Разлетятся по листу капли весело,
Словно дождик к нам спешит с дивной песенкой.
К главе 3. “Идём дальше”
Нет чётких очертаний, всё плавно, невесомо.
И царство подводное станет нам знакомо,
Увидим мы далёкий космический пейзаж.
Размытый рисунок завораживает нас.Любую аппликацию краскою покрой,
Сверху лист бумаги прижимай рукой,
Поскорее поднимай, рассмотри фигуру.
Держишь ты сейчас в руках линогравюру.
Пальцевая живопись
Вдруг исчезли кисточки у ребят.
Чем же будем мы теперь рисовать?
Не печальтесь, девочки, не печальтесь, мальчики,
Есть у нас помощники - наши … пальчики.
К главе 4. “Мы всё умеем”
Кляксография
Кляксу ставлю в центре чистого листа,
Наклоню, подую, погоню с места.
Будь поосторожней! Каждый поворот
Новое изображение нам даёт.
Фотокопия
Отложу я кисточку и возьму свечу,
Ею нарисую всё, что захочу.
А потом, как в сказке, прямо на глазах
Краски всё проявят для меня и вас.Будем печатать растения,
Картину, узор создавать,
А для этого надо терпение
И аккуратность в помощники звать.
Вот “картинки - невидимки”
Среди контуров скорей
Отыщи потерявшихся зверей.
А теперь глаза закрой, возьми в руки карандаш.
По листу гулять пойдём, создадим рисунок наш.
Глазки открываем, карандаш кладём,
Смотрим на рисунок, зверюшек ищем, узнаём.
Рисование “носом”
Мой дружок, коробочку получай,
Закрыв глазки посиди, помечтай.
Что напомнил тебе запах нарисуйВатка, тряпочка иль губка пригодятся нам сейчас,
Мы займёмся припечаткой, полюбуйтесь-ка на нас.
Припечатаю разок, припечатаю другой,
Вот ковёр у нас какой.
В книге представлены и другие приёмы, которыми мы с удовольствием пользуемся.
Уважаемые коллеги! Найдите эту книгу (тираж невелик - 20000 экз.), изучите, освойте приёмы изобразительной деятельности и познакомьте с ними детей.
P. S. В книге “Весёлое рождество” [2] есть ещё один интересный приём рисования… апельсинами, о нём я говорю так:
Лист в коробку положи,
Накапай яркой краски,
Катай шарики, спеши
И будет всё в порядке.
Уроки изобразительного искусства мы заканчиваем словами:
Поглядите-ка, друзья, что получилось у меня!
или
Рассказать я вам решил (а), что я здесь изобразил (а).
Успеха Вам! Радости от встречи с интересной книгой!
,