mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2014
    10
    окт
    Авторская позиция и средства ее выражения в тексте
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    10-й класс

    Урок способствует созданию условий для личностно ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

    Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

    На данном уроке были использованы некоторые приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

    Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

    Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

    Формирование навыков работы с текстом.

    Тип урока: Анализ художественного текста.

    Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

    Вступление:

    Учитель сообщает классу, что на уроке будет прочитана сказка о зайце, и предлагает детям, еще не приступая к чтению, подумать, что им известно о зайцах: как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут? Затем учащиеся пытаются предсказать, какова может быть мораль этой сказки.

    Стадия вызова. Свободное письмо и обмен мнениями.
    1. Попросите учащихся в течение приблизительно 7 минут писать на тему: "Какая мораль может быть в сказке о зайцах”. Предложите им начать так: "Я думаю, что мораль может быть такая...”
    2. Закончив писать, учащиеся делятся написанным с партнером.
    Комментарий:

    Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующие о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.

    Стадия осмысления содержания. Направляемое чтение.

    (Раздается первая Часть текста)

    Учащиеся читают и обдумывают часть I.

    Затем они пишут ответы на нижеследующие вопросы. Ответы сводятся в таблицу на доске.

    – Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?

    (Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).

    Комментарий:

    С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.

    – Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.

    Раздается вторая часть текста

    – Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца.

    – Что вы ощутили?

    – Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

    – Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу .

    – Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)

    – Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?

    Комментарий:

    Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.

    (Раздается третья часть текста)

    Ознакомьтесь со следующими вопросами:

    – Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?

    Комментарий:

    Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения "сильных мира сего”, превращение "маленького”, забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.

    – Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)

    Учащиеся делятся своими соображениями.

    Комментарий:

    По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явственней становится и изменение угла зрения: от детского – к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.

    (Раздается часть IV)

    – Насколько неожиданной была для вас эта часть?

    – Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)

    – О чем все-таки эта сказка?

    – Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете.

    – Действительно ли это – сказка?

    – Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.

    Ученик другого класса написал так:

    "Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых”.

    – Вы с ним согласны? Почему?

    – Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).

    Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов

    – Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов:

    Стадия размышления:

    Свободное письмо:

    А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря: "Когда время шуршит – всем страшно”?

    Чтобы ознакомить класс с результатами письменной работы, можно устроить выставку под названием: "Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову”. Учащиеся могут нарисовать героев сказки. На этот же стенд помещаются таблицы, которые заполнялись по ходу урока.

    Заключение:

    Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, "мгновенное значение”. Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.


    Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/2014/10/Авторская позиция_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
    Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/2014/10/Авторская позиция_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
    Скачать приложение 3: http://doc.support.shpors.ru/2014/10/Авторская позиция_приложение3_(support.shpors.ru).pdf

    Павлова Елена Геннадьевна, учитель русского языка

    МОУ СОШ № 4, г. Николаевск-на-Амуре


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2651
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.