Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Не секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих приемов. Это литературная игра. Не викторина в форме вопроса – ответа, а именно игра, в которой участвует, как правило, весь класс (что, согласитесь, весьма результативно способствует сплочению детского коллектива).
Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт – “сын ошибок трудных” – игра в форме филлворда с элементами театрализации.
Условия игры
Класс делится на три команды. Перед игрой команды получают задание:
Интрига заключается в том, что команды до урока не знают, кто из героев им достанется, поэтому готовят характеристики всех девяти персонажей.
Во время игры каждая команда получает свой филлворд (филлворды разные)
В сетке филлворда зашифрованы имена трех героев и по три ключевых слова, характеризующих каждый персонаж (итого двенадцать). На полях страницы с филлвордом расположены ключевые слова и герои из всех трех филлвордов трех команд.
Игра проходит в 3 этапа.
Чем разнообразнее форма уроке, тем интереснее учиться. Литературная игра в этом смысле помогает достичь многих целей:
1) Повысить интерес к произведению.
2) Добиться более вдумчивого прочтения.
3) Закрепить особенно значимые для автора идеи в ненавязчивой игровой форме.
4) Усилить эффект от прочитанного произведения.
5) Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, этики.
Роман "Мастер и Маргарита", пожалуй, единственное произведение в программе 11 класса, которое вызывает воодушевление школьников и неподдельный интерес. Игра проводится после изучения романа или на завершающем этапе в процессе подготовки к сочинению. Если работу по ее подготовке начать заранее, то гораздо продуктивнее будет процесс чтения. Чтобы сохранить интригу, лучше не проговаривать на уроках все аспекты игры, предоставляя детям возможность самим совершать маленькие открытия.
Я предпочитаю играть сразу со всем классом, деля всех учеников на три команды, это позволяет каждому почувствовать свою сопричастность. Когда часть класса остаётся зрителями - болельщиками, эффект значительно снижается.
Игра идет по девяти этапам.
1) Знамение, в лике явленное (параллели Булгакова)
2) Библейские мотивы
3) Явление героя
4) Секреты интерьера
5) "Факт - самая упрямая в мире вещь" (роман в цифрах)
6) Умники и умницы (блиц турнир)
7) Символика
8) Вопросы на "засыпочку"
9) Иллюстрация к роману
Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности.
Совесть – сознание моральной ответственности за свое поведение.
Бремя – ноша, груз, тяжесть, гнет.
Благо – счастье, добро, благополучие.
Тема нашего урока: “Честь– бремя или благо?”
К уроку вам предлагалось найти по словарю определение слов “честь” и “совесть”. Посмотрите, совпадают ли они с теми, что написаны на доске? Добавьте, если есть материал.
А чем два эти понятия отличаются?
Тем, что понятие общественное , а совесть – личное.
А как соотнести с этими понятиями слово “стыдно”?
Следовательно, честь предполагает наличие совести и чувства стыда. “Стыдно”. Между прочим, это сквозное тематическое слово русской классики. Чувство стыда пережили и Чацкий и Печорин, и Раскольников…. Присущее русскому человеку почти болезненное ощущение этого чувства по-своему и есть подтверждение его нравственной чистоты и высоты.
На доске:
Художественная деталь - подробность, мелочь, микроэлемент образа: портрета, пейзажа, быта, действия, поведения, поступка. Удачно найденная деталь способствует определенности, представимости, запоминаемости образа.
Д/з к уроку:
1. По типу анализа I - III глав (знакомство с героями в начале романа) проанализировать эпизоды знакомства с Ситниковым, Кукшиной и Одинцовой.
2. Почему Павел Петрович не подал руку Базарову? (письменный ответ).
Цель: совершенствовать навык аналитического чтения, вдумчивого отношения к различным приемам создания художественного образа в произведении.
Вопросы дискуссии.
Слово о творческом методе Тургенева — лаконичность, тайный психологизм, особое внимание к художественным деталям.
Какие приемы/средства использует Тургенев для создания образа?
Цели:
1. Учить правильному выразительному чтению.
2. Обогащать словарный запас, воспитывать чувство любви ко всему, что нас окружает.
3. Прививать любовь к чтению.
Оборудование: телевизор, документальный фильм “К.И.Чуковский”, карточки с заданиями, портрет писателя, костюмы к сказке, выставка произведений известного писателя.
Цели:
Цели урока: общие - вызвать интерес к духовному и душевному миру
крестьянина, к его частной жизни, к судьбе женщины-матери;
частные - ответить на вопросы:
1) Какой была послевоенная деревенская жизнь?
2) Из чего состоит “привычное дело” деревенского жителя?
Структура урока:
1 .Вызов интереса к теме урока.
2. Осмысление текста.
3. Размышление над текстом.
4. Творческая работа.Цели урока:
Эпиграф: Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое. Н.Г. Чернышевский.
Оборудование: иллюстрации Кукриниксов к “Шинели”, книжка-раскладушка о жизни Н.В. Гоголя в Петербурге.
I. Вступительное слово учителя.
- Урок литературы посвятим анализу прочитанной нами повести Н.В. Гоголя “Шинель” и определим, почему повесть “о любви?”
Начнем с отрывка из рассказа Чехова “Крыжовник”.
“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто- нибудь с молоточком” и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях. Такими молоточками к нам приходят произведения А.С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и, конечно же, самого Чехова.
Особое место в этом ряду занимает повесть Н.В.Гоголя “Шинель”- “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В.Г. Белинского, “колоссальное произведение, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам предстоит сегодня выяснить.
Повесть Н.Гоголя относится к числу произведений о “маленьких людях”. Сопоставим их названия: “Медный всадник” и “Станционный смотритель” - А.С. Пушкина, “Бедные люди” - Ф. Достоевского, “Шинель” - Н.В.Гоголя. В центре произведений А.Пушкина и Ф.Достоевского – человек, у Н.Гоголя – вещь, затмившая человека. Шинель, сшитая Петровичем на генеральский манер, становится символом земного благополучия, власти и преуспевания: мундир, один мундир.
О действующих лицах повести можно сказать в точности, кто из них главный, кто – второстепенный.
Попытаемся прояснить авторское отношение к персонажу: сочувствует ли ему Н.Гоголь? Посмотрим, как автор представляет героя читателю.