Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Цель :
Задачи:
Пролог.
Звучит музыка “В гостях у сказки”. На ее фоне за стол садится Пушкин и, взяв перо из чернильницы, задумывается над листом бумаги. Затем он начинает писать.
Чтец 1.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Чтец 2.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Чтец 3.
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег печальный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Тема: Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина.
Цели урока:
Тип урока: комбинированный.
Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и переживания, каких писатель хотел ему передать.
В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
К. Паустовский “Золотая роза”
“Алмазный язык”
Попробуем провести текстуальный анализ произведения, который нацелен на формирование навыка проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного слова и повести в целом, убедимся в том, что язык писателя является средством раскрытия образов и идейной направленности произведения.
Творчество Гоголя овеяно порывом высокой романтики. Это поэзия народной сказки, легенды, в которых преобладает атмосфера чистых, почти идеальных человеческих отношений. Свет легко одолевает тьму, добро оказывается всегда сильнее зла, любовь торжествует над ненавистью. В основном это относится к сборникам “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”.
В иной стилевой манере написаны так называемые петербургские повести. Романтика украинской народной старины, поэзия сказки и героического народного быта – всё это уступило место картинам, исполненным истинного трагизма. Петербург – место действия всех пяти повестей. Люди, нравы, обычаи – на всём лежит отпечаток особой “физиогномии” Петербурга – города, в котором человеческие отношения искажены, в котором всё показное, фальшивое, торжествует пошлость и гибнут талант и вдохновение.
Вот эти личные впечатления легли в основу всего цикла петербургских повестей.
В повести “Портрет” разыгрывается драма одарённого художника, ставшего жертвой страсти и наживы. Своё отношение к данной проблеме Гоголь выражает с помощью своего особого слова.
Повесть “Портрет” изучается в 5-м классе (Образовательная система “Школа 2100”), когда осуществляется постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, происходит формирование личностного отношения к прочитанному, осмысление литературы как словесного вида искусства.
Кроме того, изучение этой повести происходит в 8-м классе (Программа под редакцией А. Кутузова). Целью литературного образования на этом этапе становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Обе программы направлены на логику возрастного литературного развития, системы построения программ формируют основы эстетического подхода к искусству слова.
Базовыми теоретико-литературными понятиями являются в 5-м классе “жанр”, а в 8 – “литература и традиция”. Программы позволяют вступить в диалог с автором, помогают освоить и развить технологию правильного типа читательской деятельности.
Учитывая разнообразную реакцию на художественную форму произведения, используем задания, связанные с этой сферой: наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой и другие.
Углубляясь в прочтение повести Н. В. Гоголя “Портрет”, мы уловили удивительные слова и выражения, с помощью которых раскрывается художественная и эстетическая ценность произведения для учащихся разного возраста.
Цели:
Цель: Развивать творческие способности учеников. С помощью заданий игрового характера повторить знание биографии и творчества И. С. Тургенева, содержания романа “Отцы и дети”, расширить представления учащихся о его героях.
Ведущий:
Иван Сергеевич Тургенев. Мы сегодня обратимся к личности этого великого русского писателя и человека, попытаемся творчески осмыслить некоторые страницы его произведений.
Чтец 1: “Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень…
Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба”, – так пишет Тургенев в одном из своих произведений.
Чтец 2: В его словах – необъяснимая тайна. Удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи.
Звучит музыка: Чайковский, Первый концерт для фортепьяно с оркестром, II часть.
Демонстрируются портреты Тургенева: рисунки П. Виардо, А. А. Бакунина, Липгарта, А Бенуа, портреты Лами, Никитина, Репина, Перова, фотография Панова и др.
Чтец 1: Хотя портретов Тургенева множество и среди авторов – самые знаменитые русские художники: Репин, Перов, Харламов, Похитонов, К. Маковский и др. – тем не менее, по единодушному признанию современников, они не передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его аристократизма.
Цели:
Обучающие.
Развивающие.
Воспитывающая.
В «Методических рекомендациях для учителя» Е.С.Баровой на знакомство с повестью «Слепой музыкант отводится два часа. В гимназии на уроки литературы выделяется больше часов, 3 часа вместо 2 в неделю по программе. Это дает возможность посвятить изучению повести не 2 часа, а 4 часа.
План занятий
1) Первый урок посвящен знакомству с фактами биографии В.Г. Короленко, анализу статьи учебника и составлению приблизительного плана повести.
2) Второй урок подводит учащихся к мысли, что знакомство с Эвелиной совпадает с переходом Петра из отрочества к юности и более глубокому осознанию трагедии слепоты.
3) Третий урок посвящен подробному анализу 5 и 6 главы повести. Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и целей урока. Учащиеся в конце урока приходит к выводу, что, только познав истинное горе, Петр выходит из душевного кризиса и его музыка начинает звучать иначе.
4) Вместе с учащимися учитель подводит итоги урока и даёт домашнее задание к четвертому уроку.